Можно ли понять культурный код прошлого

Oct 15, 2021 11:01

Самое интересное нередко написано мелким шрифтом, однако мы привыкаем читать заголовки и то, что бросается в глаза.

В последний раз, когда я не спеша листала женские журналы в читальном зале, меня заинтересовали мелкие подписи к картинкам из «Модного отдела». Почему я не замечала их раньше? Возможно, из-за слабого интереса к моде.


Жакет из репса с поясом-фантази и застежкой на басонные пуговицы…

Изящное платье из шелкового маркизета с отделкой из белого линобатиста и розовой тафты…

Мотине из шерсти, материи двойной ширины пойдет 3 ¼ аршина...

Прелестный капот из муслина, подбитый шелком. Из-под нижнего края идет волан-клеш…

Столько не привычных, но почему-то приятных слуху слов.

Все эти слова и картинки - из журнала 1916 года. Разгар Первой мировой войны, крах всей жизни, серьезные лишения…




Но можно ли назвать моду скупой на декоративные детали?




Как они ухаживали за этими капризными тканями в отсутствии стиральных машин? Как наглаживали эти рюши, воланы и складки?

Вот два летних туалета из тафты и маркизета. Выглядят очень женственно, правда?




Налицо постепенный отказ от жесткого корсета и укорочение подола, но о практичности, а точнее - об упрощенности, пока не идет и речи.

Конечно, это уже не те сложные блузы, которые можно увидеть на дамах в 1896 году.




Но, несмотря на закат «прекрасной эпохи», и в 1916-ом дамы продолжают придерживаться строгого силуэта, не пренебрегают обильными вышивками, сложными аппликациями и не ставят во главу угла удобство. Они по-прежнему выглядят как полу-земные существа, которым чужды рутина, проблемы и труд (хотя в реальности это совсем не так!).




Простой крой и комфортные модели - все это будет много позже, когда война завершится и наступит мирное время.

Пройдет 10-15 лет, и к середине 1920-х публика привыкнет к открытым коленям, но сложный покрой, превращающий женщину в произведение портновского искусства, останется.

Вот модели 1927 года…




…а вот - 1930-го.







Правда, слово «практичность» появляется на некоторых страницах в номерах военного времени.

Рассмотрим две модели: на рисунке 4 - нарядный туалет из черной вуали на шелковом чехле с болеро модного фасона; на рисунке 5 - «практичный костюм» с безрукавкой из вельвета.




Какую бы одежду мы не взяли - для спорта и активного отдыха, для дружеских визитов и загородных прогулок, для деловых встреч и дальних путешествий - мы увидим изысканный декор и ткани, требующие тщательного, трудоемкого ухода.

Для чего предназначен тот или иной наряд, можно догадаться только при наличии подсказок. Если бы не предметы, которые держат в руках модели, мы бы с трудом отличили летний дорожный костюм из светлого шевиота, отделанный широкой плетеной тесьмой, от охотничьего костюма из того же материала в крупную клетку с отделкой из светло-серого сукна и летнего туалета для спорта, состоящего из полосатой сатиновой юбки и блузки из гигиенического полотна.




Заберите у дамы ружье - и вы вряд ли сможете уверенно сказать, что тут дорожное, что спортивное, а что охотничье.

Очевидно, что в 1916 году, прибыв на станцию в охотничьем костюме, вы не столкнетесь с отказом в продаже билета, но выглядеть будете неуместно.

Это в XXI веке можно явиться в оперу в рваных джинсах, и окружающие не обратят на вызывающее поведение никакого внимания. В ХХ-м регламентация была строже.

Моде всех времен и народов присущи свои культурные коды, которые она транслирует обществу. Любая блузка, костюм, платье, пальто - не просто одеяние, прикрывающее наготу и согревающее осенним вечером, но и дополнительный смысл, который становится маркером социальной роли, статуса, ситуации.

Каждая вещь несет смысловую нагрузку, причем иногда она интуитивно опережает реальность. Например, замечено, что в предзнаменовании ограничения гражданских свобод в моду входят удлиненные юбки, завышенные талии и глухие воротники, а перед очередным витком эмансипации популярность обретает оверсайз.

Распахнув гардероб любого человека, мы увидим не только предметный мир, состоящий из юбок, брюк и пиджаков, но и целую знаковую систему.

Почему тот или иной гражданин выбрал брюки именно такого цвета и покроя?

Потому что он хотел выглядеть определенным образом, хотел продемонстрировать себя как носителя неких характеристик.

Добавив к брюкам футболку, джемпер и кроссовки, он создает целую цепочку знаков, которая позволяет ему вписаться в социокультурную ситуацию и либо привлечь к себе внимание, либо, наоборот, слиться с толпой.

Почему некоторым дамам так важно, чтобы на клапане сумки было выдавлено название знаменитого бренда? Потому что оно выступает в качестве условного сокращения, обозначающего «я могу себе позволить покупать дорогостоящие вещи и не отстаю от современной жизни». Перевод информации, выраженной в материальной вещи (название), в условные символы - и есть то самое кодирование, ради которого мы одеваемся не абы как, а обдуманно.

Даже пресловутое «ношу то, что мне удобно» - тоже символ. Выбор одежды с приоритетным критерием «удобство и комфорт» обозначает принадлежность человека к определенной категории граждан - новым гедонистам, которые хотят выглядеть свободными от условностей.

У каждой эпохи - свои символы и коды. Распознать их чужаку крайне сложно, и этим объясняются трудности, которые мы испытываем при рассматривании дореволюционных модных картинок.

Все модели кажутся нам разодетыми в пух и прах, хотя они лишь следуют правилам своего времени.

Без специальных знаний здесь не обойтись, и овладевать ими невероятно интересно! Погружение в эти знания сродни расследованию запутанного преступления, с той лишь разницей, что здесь нет преступников и жертв.

Будучи сторонниками гигиены и комфорта, мы все равно продолжаем тайно восхищаться той утраченной элегантностью, которая сохранилась на страницах дореволюционных журналов.

журналы, чтение, история

Previous post Next post
Up