Отвечая на вопрос, размещенный в конце
поста про предчувствие нового года, большинство читателей призналось, что пока не чувствуют приближение праздника.
Я тоже не ощущаю его непрерывно, и если меня утром остановить, например, на пути следования к работе и задать тот же вопрос, я отвечу: нет, я чувствую лишь приближение рабочего дня.
Приятное предвкушение возникает только при соприкосновении с новогодней темой или как ассоциация на что-то, случайно или намеренно напоминающее о рождественских и новогодних днях. Часть таких соприкосновений я моделирую специально, читая книжки и журналы новогодней тематики.
Решив разделаться с первой третью XIX века, я дочитала все «Подарки городским и сельским экономам на новый год», датированные 1807-1821 годами.
Выбор временного интервала продиктован книжным фондом нашей библиотеки. Если бы в нем были тома других годов, я бы добросовестно ознакомилась и с ними, но других томов нет.
Правда, я думаю, что того самого предпраздничного настроения, на поиски которого я отправилась, нет и в тех «Подарках городским и сельским экономам», которые я не прочитала.
Сколько я ни листала эти прекрасные страницы, ничего новогоднего на них нет.
Ну и не надо. Зато в них есть масса другого, не менее интересного.
Все они, с 1807-го до 1821-го составлены по одной схеме: летоисчисления, прогноз погоды и урожая на предстоящий год, праздники, перечень ярмарок, солнечные и лунные затмения, полезные сведения из области домоводства, медицины и безопасности.
В 1818 году, например, целый раздел посвящен наставлениям, как надо вести себя в чрезвычайных ситуациях. На языке того времени: «каким образом спасать жизнь людям, впавшим внезапно в несчастные смертные случаи».
Утопшие, убитые громом, «обмершие от падения или ушиба», отравленные ядом, угрызенные бешеной собакой - все напасти нашли свое отражение на страницах новогоднего «Подарка».
А вот, кстати, и экологические знания, которыми так интересуются современные читатели - о том, что нельзя варить еду в медной кастрюле.
Не менее познавательный раздел - способы предсказания погоды, размещенный в «Подарке» на новый, 1814 год.
В те годы узнать погоду можно было по звездам, ветру и воздуху, дождю и радуге, грому и молнии, росе и инею, снегу, граду, морозу. Представляете, сколько надо наблюдать, чтобы прийти к таким масштабным умозаключениям?
Например, чем зеленее радуга, тем больше дождя, чем краснее - тем больше ветру. Можете проверить по своим радугам.
Вот еще примета: «После утреннего и вечернего дождя всегда последует ясная погода». Вероятно, в 1814 году не случалось таких затяжных дождливых дней, как сейчас.
А с тем, что «ясный и чистый воздух обыкновенно приносит добрую погоду», я полностью согласна.
С 1817 года в «Подарке» печатались сведения, касающиеся образовательных учреждений. Их появление знаменует новую эру в развитии светского образования.
Конечно, в то время было не так много профессоров - каждого можно было указать в ежегодном издании.
В одном из «Подарков» я обнаружила словарь собственных имен.
Удивительно, но имена мамы и дочки я нашла без труда, а вот моего в списке не было.
В «Подарке» на 1821 год религиозные праздники впервые оформлены в виде таблицы. Судя по названию, ее следовало вешать на стену.
Аккуратно и с большим трепетом я развернула эти страницы… 1821 год - подумать только!
И еще два нововведения можно увидеть в «Подарке» этого года.
Первое - раздел с психологическими портретами знаменитых людей. Читать одно удовольствие!
А второе новшество я оставлю в виде загадки, которую могу сопроводить легким намеком.
Появление описаний характеров в 1820-е годы отнюдь неслучайно. Оно свидетельствует о росте интереса к психологическим сторонам повседневной жизни, о стремлении удовлетворить любопытство «городских и сельских экономов», касающееся поступков людей и их суждений.
Угадайте, что появилось в «Подарке», изданном в преддверии 1821 года?
Poll