Сразу замечу, что слово «лучшее», которое я использовала в заглавии, отражает исключительно мое отношение. Уверена, что у каждого есть свои любимые павильоны, за судьбой которых вы следите.
Вчера мы с вами прогулялись по самой душевной части экспозиции - идеальному колхозу.
Сегодня мне хочется показать мой любимый фонтан и два павильона.
Напомню, что первое торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1949 года, второе - 1 августа 1954 года. В 1939-м упор был сделан на популяризацию колхозной жизни, в 1954-м - на индустриализацию, науку и технику.
Пройдет еще несколько лет, и новый генсек справедливо заметит: «Почему мы в Москве должны показывать колхозников и рассказывать, как выращивать хлопок?».
Действительно, почему?
За пятнадцать лет изменились не только приоритеты, но и стилистика: в пятидесятые годы все постройки возводились как дворцы, что полностью вписывалось в концепцию сталинского ампира. Город-сад с прудами и фонтанами превратился в город-дворец.
Персональные павильоны каждой советской республики должны были олицетворять неизбежность общего счастливого будущего.
Одним из ярких воплощений данной идеи стал фонтан «Дружба народов», который не относится к моим любимым, но заслуживает внимания.
Первоначально он задумывался как «Сноп», что и объясняет его центральный элемент. Сейчас его можно рассмотреть во всех деталях, благодаря отсутствию водных струй.
Сначала на месте «Дружбы народов» планировалось обустроить площадь для митингов, но какие митинги могут быть в стране, где народ и партия едины?
В итоге вместо митингов сделали фонтан, в котором мы видим шестнадцать бронзовых девушек в национальных костюмах, символизирующих шестнадцать союзных республик.
Конечно, больше остальных мне нравится девушка из Карелии.
Кстати, все героини и сноп покрыты слоем драгоценного металла. В общей сложности на создание шика использовано 4 килограмма чистого золота.
При всем уважении к дружбе, фонтан «Каменный цветок» мне нравится намного больше.
Сейчас эти два фонтана схожи только монументальностью и использованием числа 16, но изначально их планировали визуально объединить разноцветной облицовкой. После некоторых раздумий девушек решили не покрывать смальтой и сделать золотыми, поэтому разноцветный «Каменный цветок» совсем не сочетается с помпезно-золотой «Дружбой народов».
Оба фонтана сооружены ко второму открытию выставки в 1954 году, но образ «Каменного цветка» навеян не историей ВКП(б), а сюжетом сказа П.П. Бажова, творчество которого было популярно в советские годы. Возможно, поэтому он выглядит более душевным.
В огромном бассейне фонтана можно увидеть шестнадцать гранитных столов с пышными скульптурными яствами, которые олицетворяют изобилие шестнадцати республик Советского Союза.
Любимых павильонов у меня два.
«Карелию» я всегда ощущала
своей, родной и любимой. Этот павильон тоже появился в результате масштабной реконструкции выставки, завершенной к 1954 году.
«Карелию» строили для Карело-Финской ССР, и потому ее дизайн иллюстрирует особенности местной природы и культуры. В нем нет того барочного изобилия, которым отличается значительная часть местных построек.
Впоследствии, когда выставка была переведена на отраслевой принцип организации, павильон переименовали в «Академию наук СССР» (1957), в «Науку» (1958), в «Культуру и быт» (1959), в «Целлюлозно-бумажную промышленность и лесохимическую промышленность» (1963) и наконец в «Советскую печать» (1967).
Мой второй любимый павильон - «Советская культура». В студенческие годы я ездила в него регулярно, так как часть семинарских и практических занятий проходила в этих стенах. Не могу объяснить, почему мы занимались здесь, но мне выездные занятия очень нравились.
Меня всегда восхищала легкая конструкция чудесной ротонды с фонтаном, но симпатия, конечно, связана не с внешним видом здания, а с приятными воспоминаниями.
По замыслу создателей первой выставки, для среднеазиатских республик должен был быть построен общий павильон, но по политическим мотивам в 1938 году Туркменская и Таджикская ССР получили отдельные павильоны, а узбекская экспозиция разместилась на этом месте.
Нынешний павильон построен в 1954 году. В 1966-м он стал «Советской культурой». Под таким названием мы и посещали его в студенческие годы.
Сейчас в здании идет реконструкции, причем заказчиком является какой-то ташкентский Центр.
Интересно, есть ли у советской культуры шанс вернуться в свои стены?