Советский фарфор: хлам или сокровище?

Jun 18, 2021 11:01

Я не скрываю своего нежного отношения к советскому фарфору и керамике.

Массовая продукция Дулевского, Рижского, Конаковского заводов, Вербилок и ЛФЗ была весьма недурна, особенно если взглянуть на посуду первого и высшего сорта. За каждым изделием - работа скульпторов и художников, имен которых мы, к сожалению, не знаем и/или не помним.


Даже чайные пары с незамысловатым рисунком отличаются очарованием, и за каждой из них стоят чья-то творческая фантазия и усердие. Во всяком случае, мне они очень нравятся.



Наша семья никогда не жила зажиточно. Мои родители не занимали должностей, открывавших путь к дефициту и иным благам, не доступным народу. Простой советской интеллигенции был чужд вещизм, а бытовой комфорт обеспечивался либо своими руками (рукоделие и искусство домашнего мастера), либо ширпотребом.

Так называемый ширпотреб отличался достойным качеством, невысокой ценой и вполне приемлемым дизайном. И если вспомнить, что посуда, производство которой ставилось на поток, чтобы удовлетворить потребительский спрос, была доступна любой семье, то она вызовет еще больший восторг и уважение.

Конечно, коллекционеры, пополняющие свои запасы агитационным фарфором, видят в посуде возможность сделать инвестиции. У меня такой задачи нет. Я с интересом осмотрю экспозицию, на которой представлены изделия Чехонина, Малевича, Суетина, но владеть супрематическими сервизами не стремлюсь. Зачем мне то, чем нельзя пользоваться?

Я люблю и храню простые советские чашки, тарелки и вазочки как символ ушедшей эпохи, а точнее - напоминание о тех, возможно, немногочисленных ее прелестях, которые были. Во времена тотального дефицита, приведшего к вынужденному бытовому аскетизму, любая вазочка воспринималась как шедевр и предмет роскоши. Вот эту радость, которая сопровождала приобретение и пользование красивыми вещами, я и хочу сберечь.





Кому-то эти цветочки покажутся «жуткими», а горошины - «примитивными», но именно в них - время, к которому иногда мне хочется сентиментально прикасаться.

Я - рядовой покупатель, которому нравится массовая посуда, а не величие трудового класса, в ней запечатленное.

Если вещица выполнена оригинально, то я питаю к ней самые нежные чувства.



Все эти чайные пары, супницы, сахарницы и масленки для меня - личное сокровище, наполненное эмоциями и эстетическим удовольствием.

А как относитесь к советскому фарфору вы? Что он для вас с эстетической точки зрения: хлам или сокровище?

Poll

повседневность, история

Previous post Next post
Up