Бабеля знают все. Некоторые его даже читали. А Бебеля?
Я бы никогда им не заинтересовалась, если бы не собралась в путь, не вытащила из кладовой саквояж и не прочитала все, что написано внутри.
Сейчас кожгалантерейное предприятие, указанное на ярлыке, называется обществом с ограниченной ответственностью, а раньше это было ленинградское объединение им. А. Бебеля.
В результате неглубокого погружения в историю было установлено, что история производства началась еще в декабре 1879 года, когда в Петербурге развернул свое дело один подданный Швейцарии.
Сколько же у нас всего хорошего начато европейцами! О чем не начни читать, везде у истоков стоят немцы, швейцарцы, англичане.
В данном случае речь идет о молодом (тридцатилетнем) предпринимателе Самуиле Бехли и его альбомной и кожгалантерейной фабрике, которая выпускала изящные и добротные фотоальбомы, чемоданы, саквояжи и портмоне. Начав с мастерской, в которой работало 12 человек, за несколько лет Бехли развернул солидное производство, использующее паровые машины и штат в 500 сотрудников. Высокое (европейское) качество обеспечило продукции быстрое продвижение на прилавки самых модных магазинов Москвы и Петербурга.
Фабрика выпускала не только аксессуары для путешествий, но и медицинские саквояжи - их можно увидеть в руках Антона Чехова, занимавшегося врачебной практикой в те годы.
И название у предприятия было соответствующим - Первая Российская альбомная фабрика С.Бехли.
В традициях того времени, владелец не только извлекал прибыль, но и занимался благотворительностью, будучи председателем Швейцарского благотворительного общества, помогавшего русским людям.
Заполнить рисунками, эпиграммами и фотокарточками элегантно декорированный альбом - об этом мечтала каждая дама, желающая соответствовать последней моде.
Дела швейцарского бизнесмена шли великолепно, пока не наступила осень 1917 года, вынудившая его покинуть территорию России.
Судьба альбомно-галантерейной фабрики была типичной для своего времени: после социалистической революции ее национализировали и заставили выпускать кавалерийские седла, а после восстановления мирной жизни переименовали во «Вторую государственную шорно-футлярно-чемоданную фабрику» Тогда же она получила имя деятеля германского рабочего движения Августа Бебеля, на тот момент - покойного.
Вероятно, те, кто присваивал предприятиям названия, хотели убить двух зайцев: и отразить весь ассортимент продукции, и сделать комплимент Германии.
Вопрос о том, где располагалась первая государственная шорно-футлярно-чемоданная фабрика, меня заинтересовал слишком поверхностно, и, поскольку я не фанат чемоданов, активных поисков ответа я не провела.
Интересно, что в те годы, когда Самуил Бехли развивал альбомную мастерскую в Петербурге, у Августа Бебеля была токарная мастерская в Борсдорфе, но для Бехли бизнес был только бизнесом, а для Бебеля - и источником прибыли, и прикрытием для социал-демократической работы.
Судьбы этих людей нигде и никогда не пересекались, если не считать названия фабрики и того факта, что Август Бебель внезапно скончался в швейцарском санатории.
В середине 1960-х фабрика стала Ленинградским производственным кожгалантерейным объединением им. Бебеля. Оно объединило шесть кожгалантерейных фабрик и снискало репутацию передового предприятия, способного пошить из кожи и ее заменителей все, что угодно - от саквояжа до перчаток. Одним из изделий стал наш саквояж, которому в этом году исполняется 36 лет.
Как вы уже знаете,
в Зеленоградск он не поехал - остался ждать путешествия с более объемным багажом.