Когда в 1804 году английский инженер Ричард Тревтик сконструировал первый поезд с локомотивом, а лошади облегченно вздохнули, осознав, что больше им не придется тягать вагонетки, никто не мог предположить, какое блестящее будущее ожидает английское изобретение.
Первый пассажирский вагон ездил по кругу, поскольку воспринимался как развлечение, однако спустя всего семь лет линии железных дорог расчертили карту Европы.
Над Россией паровозный дым впервые пронесся в 1837 году (со скоростью менее сорока километров в час), и с тех пор поезд стал частью жизни, как по мне, так одной из самых прекрасных!
Откроем книжку Бориса Житкова «Что я видел», которую
мы недавно отгадали! Глазами ребенка там описана железная дорога советского периода.
Еще интереснее читать про поезда столетней давности! Например, раньше (если точнее - давно!) все поезда в России окрашивались в разные цвета: первый класс - в синий, второй - в желтый или золотистый, третий - в зеленый, четвертый - в серый. Билет каждого класса стоил в полтора раза дороже билета предыдущего класса. В вагонах третьего и четвертого класса места за пассажирами не закреплялись. Получается, что нынешний фирменный цвет РЖД - серый - сделал нас всех пассажирами четвертого класса.
Интересно, что при наличии в вагоне мест разных классов (например, половина мест - первого класса, половина - второго), вагоны снаружи красили в два разных цвета.
Номера вагонов сбоку от входа стали указывать только в советское время, тогда же на поездах появились указатели маршрута. Дореволюционный пассажир находил свой вагон по цвету, зная, к какому классу относится его билет.
Конечно, поездка в третьем и четвертом классе оставляла не столько приятные, сколько яркие впечатления, поскольку в этих вагонах дозволялось курить (в третьем классе стояли фаянсовые пепельницы). В первом и втором классе имелись специальные купе для некурящих, но и в «курящих» купе дымить можно было только с согласия всех пассажиров.
Пассажиры первого и второго класса сдавали крупный багаж в особые багажные вагоны (как дама Маршака, которая сдала диван, чемодан, саквояж), поэтому в их купе отсутствовали багажные полки (были только сетки для мелких свертков).
В начале ХХ века существовали купе, похожие на те, в которых мы путешествуем сегодня, но была и такая услуга, которой сейчас нет: превращение двух купе в одно. В перегородке, разделяющей соседние купе, имелась дверь, которую можно было раздвинуть, сделав помещения сообщающимися. Интерьер купе начала века сохранялся довольно продолжительное время, и в книжке Бориса Житкова можно видеть столик со скатертью, лампу и вмонтированную лесенку для залезания на верхнюю полку.
Понятие «пригородный поезд» - советское, появившееся в 1935 году. До этого времени поезда, следующие из города в близлежащие окрестности, назывались дачными.
В 1896 году благодаря изобретательности Джорджа Пульмана появились вагоны-рестораны. Пожалуй, это единственное, что осталось в настоящее время от былого комфорта: библиотеки, ванны и гостиные с канделябрами теперь в вагонах не встретишь.
Чай и кофе пассажирам подавали практически с самого начала железнодорожного сообщения, а вот титаны с кипятком в поездах распространились только в середине 1940-х годов. Подстаканники, которые у нас устойчиво ассоциируются с путешествиями, использовались и ранее, но только - в вагонах-ресторанах. Чтобы попить чаю вне ресторана, пассажир бегал на станцию за кипятком (разумеется, на остановке)! Практически на всех станциях имелись специальные будки, в которых этот кипяток можно было налить в свой стакан или чайник.
До 1950-х проход на перрон был платным, поэтому папа главного героя книжки Житкова, провожая жену с сыном, покупает (!) в кассе «перронный» билет.
Поедете поездом, вспомните эти факты - они создают живую историю, которая продолжается по сей день.