Пока впечатления о поездке в Рязань не заслонились новыми, я сочла своевременным поделиться ими с вами.
Мое мнение является результатом поверхностного знакомства с городом и ни в коем случае не претендует на объективность.
Я затрудняюсь ответить на вопрос, понравилась ли мне Рязань (именно Рязань, а не поездка на конференцию, от которой я в восторге).
Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы подразумеваем под городом.
Если считать, что город - это его жители, то Рязань прекрасна.
Иными словами, ее главный плюс - люди, отличающиеся приветливостью, дружелюбием и спокойствием.
Такой готовностью откликнуться на простую просьбу и доброжелательностью, которая проявляется как в глобальном масштабе, так и в деталях, может гордиться любой населенный пункт.
Если же считать, что город - это дома и улицы, то Рязань станет прекрасной после капитального ремонта, к которому полностью готова.
На сегодняшний день ее главный минус - состояние дорог, зданий и общественного транспорта.
Конечно, и в этой обшарпанности можно отыскать некое очарование, но как в нем живут люди?
Современная Рязань показалась мне похожей на разорившуюся помещицу, донашивающую платье из дорогой ткани: кружева еще на месте, но заштопать прорехи уже не получается.
В рисунке городских улиц угадывается разумная планировка, и у меня нет сомнений, что сто лет назад ансамбль Первомайского проспекта и торговые ряды производили на путешественников самое благоприятное впечатление, но, увы, все эти эффекты остались в прошлом (и, надеюсь, появятся в будущем).
Кстати, на второй день Рязань уже не казалась мне такой обшарпанной, как в первый, так что все это дело привычки.
Если бы городские власти решили согласовать со мной план реставрационных работ, я бы посоветовала им начать с общественного транспорта.
Сейчас значительная часть автобусного и троллейбусного парка выглядит так, будто его похитили у сборщиков металлолома.
А что? Думаете невозможно темной ночью отправиться на свалку, отыскать там полнокомплектный хлам, привязать к нему веревочку и дотащить до троллейбусной остановки? Пусть катает горожан!
Ну не выпускают же такое на заводе?
После транспорта можно заняться улицами. Например, проложить их и тротуары.
Мне кажется, это стоит сделать, потому что вот эта улица, названная в честь советского фармаколога Никулина и ведущая пешеходов от вокзала до медицинского университета, на улицу пока не похожа.
И многие другие - тоже.
Правда, их безобразный вид уравновешивается бесплатностью парковок. Для москвичей, привыкших выкладывать сотни рублей за час стоянки у обочины, такое покажется сказкой.
А если вспомнить, что прогулки по выщербленным тротуарам развивают устойчивость при ходьбе, то асфальтовое покрытие можно оставить, как есть.
После улиц я бы порекомендовала городским властям обратить внимание на фасады.
Я вовсе не ратую за неестественный глянец, но все-таки если дом не приготовлен к сносу, он должен выглядеть прилично.
Вот, например, Рязанский приборный завод, расположенный напротив, выглядит прилично.
И дома на пешеходной улице Почтовой тоже очень симпатичны.
А почему другие не хотят?
Пусть хотя бы покрасят балкон, который нависает не над чем-нибудь, а над областным дворцом культуры.
При всех несовершенствах историческая часть города выглядит по-своему мило. Деревянные дома с резными окнами позволяют представить былое великолепие, а те, что имеют музейный статус, невероятно хороши.
И маленькие скульптуры создают приподнятое настроение.
И вот такие указатели, напоминающие, как мала наша большая планета, тоже радуют глаз.
Приятно же, что до Брюсселя менее трех тысяч километров, правда?
Если меня спросят, хочу ли я еще раз съездить в Рязань, я отвечу «может быть», но подумаю «пока нет».
Я с радостью приеду в нее после завершения ремонтных работ, которые, надеюсь, начнутся в ближайшее время.
И провести их надо не для удовольствия капризных туристов, а ради жителей Рязани, которые, повторюсь, прекрасны. Они достойны и удобных тротуаров, и современного транспорта, и аккуратных фасадов.