Раздумывая, идти ли на цирковое представление, я пришла к выводу: пойду. И руководила мной не жажда зрелищ, а желание составить актуальное представление о цирке.
Последний раз я была в нем более двадцати лет назад, и все мои (пред)убеждения вполне могли оказаться устаревшими.
Чтобы минимизировать возможные переживания, я решила: когда на арене появятся животные, либо зажмурю глаза, либо залезу под стул, либо и то, и другое сразу.
Забегая вперед, замечу: проделывать такие чудачества мне не пришлось.
В среду я убедилась в двух важных вещах.
Во-первых, в том, что периодически стоит проводить ревизию своих представлений; и, во-вторых, в яркости и многогранности циркового искусства, которое вовсе не нуждается в эксплуатации животных и может прекрасно обходиться мастерством людей.
Я рада, что воспользовалась билетом. Он дал возможность увидеть цирк не как развлекательное зрелище, а как настоящее искусство и праздник.
Отринув настороженное отношение, я настроилась на новизну восприятия.
Первые приятные впечатления настигли меня под землей - на платформе, щедро декорированной алыми цветами. Их нарочитая нарядность придавала деловой атмосфере метрополитена легкую ироничность.
А в цирке градус праздничности оказался максимальным.
Во всяком случае, веселое оживление ощущалось уже на парадной лестнице.
Оно создавалось настроением, с которым публику встречал персонал.
Как и двадцать лет назад, в фойе пахло попкорном и сладкой ватой, но количество торговых точек не было избыточным.
Мы ограничились покупкой питьевой воды, однако ради полноты репортажа посетили оба буфета. Ассортимент в них был идентичным и, в отличие от фойе, недетским.
Если честно, меня удивило изобилие алкогольной продукции, и я подумала, что при таком разнообразии в зал может проникнуть и нетрезвая публика. Однако после изучения прейскуранта я успокоилась: цены гарантировали трезвость.
В сравнении
с музыкальным театром, в цирке все стоит в два-три раза дороже: и кофе (180-250 рублей против калининградских 100), и бутерброды (200-300, а не 80), и пирожные (150 рублей вместо 50).
Впрочем, вы можете детально ознакомиться с меню, обеспечивающим зрителям не только трезвую голову, но и легкий желудок.
А вот представление - это полный восторг!
В среду мы убедились, что в цирковом искусстве имеется достаточное количество жанров помимо дрессировки. Этими жанрами можно наполнить полноценное представление, не привлекая к мероприятию животных.
Акробатика, гимнастика, эквилибристика, клоунада - все это было и на высшем уровне.
Если бы в программу добавили жонглирование или атлетику, то можно было обойтись и без того единственного номера, в котором участвовали четвероногие артисты - лошади.
Все циркачи были великолепны. Я смотрела на манеж с глубоким уважением к колоссальному труду, скрывающемуся за кажущейся легкостью сложнейших пируэтов.
Самым эффектным мне показался номер канатоходцев, которые выделывали нечто невообразимое (мужчины без страховки, женщины со страховкой).
Но и акробаты были великолепны! Казалось, что внутри их ног - не мышцы, а мощные пружины. Исполнение комбинированных перекатов и тройного сальто-мортале выглядело как забавная игра, доставляющая артистам веселье.
Мастерство, свобода движения, сила и гибкость - вот каким я увидела цирк. И, кроме ухоженных, крепких лошадей, никаких животных (ура-ура!) не было.
Пока технические работники производили подготовку манежа к следующему номеру, на арену выходила клоунская группа. Мне понравилось, что все шутки были интеллигентными, без пошлого подтекста, и действительно смешными.
Одним словом, восторг!
Я вышла на улицу с легким сердцем.
В идеале, надо бы и лошадей отпустить на волю, но уже то, что, кроме них, в цирке не выступали ни медведи, ни слоны, ни тюлени, ни тигры, ни собачки, меня безмерно радует.
Таким и должно быть цирковое представление - без эксплуатации и с праздничным настроением.
А какой цирк вам представляется идеальным? Какие артисты должны в нем выступать: люди или животные?
Poll