На днях я была на премьере в Геликон-опере. Писать о сильных и слабых сторонах постановки нет смысла, поскольку первые очевидны, а вторых я не обнаружила, да и любое впечатление носит столь субъективный характер, что нуждается в обязательной личной проверке.
Да, мне очень понравилось то, как дирижер и остальные члены постановочной группы обошлись с далеко не самой популярной оперой Петра Ильича Чайковского «Черевички», и как ее представили зрителям исполнители, но обсудить с вами я намерена не это.
Зал был полон. Он рукоплескал солистам и оркестру, и крики «браво» не стихали долгое время.
Публика по достоинству оценила и аккуратное отношение к музыкальному материалу, и классический подход к сценографии, и продуманность костюмов, и точность мизансцен, и технологичность традиционных декораций, и выразительный вокал, и прочие элементы спектакля, которые позволяют назвать его великолепным.
Никакого постмодернизма - сплошной классицизм.
Постановка производила впечатление законченного, самодостаточного культурного проекта, к которому если что и следует приложить, то обычную театральную инфраструктуру: гардероб, буфет и туалетные комнаты.
Между тем устроители решили дополнить премьеру оперы выставкой картин, объединенных географическим признаком, который точно отражен в ее названии - «от Диканьки до Петербурга».
Собственно, это не что иное, как траектория полета охваченного любовным чувством кузнеца Вакулы, который оседлал черта и отправился за черевичками.
Полотна собраны из частных коллекций, что позволяет довольно объемно представить местный колорит.
Малороссийские костюмы, хаты, пейзажи и лица - вот, что встречает зрителя в фойе, мгновенно погружая в место и время основного действия.
Все, кто учился в школе, знают, что во времена Николая Васильевича Гоголя - автора повести «Ночь перед Рождеством», ставшей основой либретто - Киевская, Харьковская, Полтавская и ряд других губерний входили в состав Российской империи и назывались Малороссией.
Имена живописцев знакомы всем: Левицкий, Боровиковский, Тропинин, братья Маковские…
Радостно увидеть их замечательные произведения еще раз.
Были на выставке и картины неизвестных художников.
Вот, например, портрет, который издалека я восприняла как портрет пожилой дамы.
По выставке публика фланировала с разными лицами: у кого-то картины вызвали живой интерес, кто-то взирал на них равнодушно.
Однако я подумала, откуда взялась тенденция к синтезу искусств и впечатлений?
Почему некоторых театральные проекты стали дополнять чем-то, что косвенно связано с сюжетом, но не относится непосредственно к действию?
В театре Гоголя, например, в фойе была развернута продажа парфюма, и главная героиня пьесы по ходу действия распыляла разные ароматы, называя их вслух. Предполагалось, что зрители, решившиеся на покупку, будут делать то же самое, что и героиня - распылять духи над своей головой во время спектакля.
В Геликон-опере ограничились выставкой тематических полотен, но это тоже довольно существенное дополнение к спектаклю.
То ли современный зритель, по мнению театральных деятелей, нуждается в разнообразии впечатлений, и привлечь его одним лишь спектаклем уже сложновато, то ли творческий порыв самих режиссеров теперь нуждается в большем просторе. Я не знаю. А какова ваша версия?
Ради кого стараются устроители спектаклей: ради привлечения зрителей, ради повышения качества постановки, ради самореализации, ради владельцев частных коллекций и парфюмерных производств?
Poll