Это надо видеть

Dec 17, 2023 11:01

Сначала я подумала: схожу, посмотрю, пофотографирую (там это разрешается, если без вспышки) и подробнейшим образом доложу вам, чтобы вы получили исчерпывающее представление, не вставая с дивана.

Но по мере того, как перед моим взором разворачивалась эта потрясающая экспозиция, я поняла, что никакой фотоальбом не может заменить непосредственной встречи с экспонатами и, главное, той атмосферы, которую удалось создать авторам выставки. Все они - коллекционеры, чья кропотливая деятельность вызывает огромное уважение. Оказывается, Александр Васильев - не единственный историк моды.

И сегодня вместо многочисленных фотокарточек, последовательно и логично иллюстрирующих смену модных тенденций в рамках одного столетия, я сформулирую выводы, к которым пришла. Посмотреть, откуда эти выводы вытекают, может каждый.





Итак, первый вывод: это надо видеть.

Когда мы смотрим на картинку, мы просто видим вещь; когда мы смотрим на вещь, мы видим ее историю и настроение.

Сейчас вы можете не догадываться о том, как давно вы мечтали взглянуть на эти прекрасные платья, сумочки и туфельки.

Пока я, например, не подошла к очередной витрине и не начала рассматривать французский веер из страусиных перьев 1880-х годов, я не предполагала, что всю жизнь ждала этой встречи.




Вывод второй: раньше жизнь была красивее.

Она была сложная, менее технологичная, более противоречивая, но очень красивая. Разумеется, не везде, а в определенных слоях общества, где престиж и статус являлись основой благополучия.

Даже если вы далеки от моды и затрудняетесь отличить аделаиды от турнюра, вы непременно получите эстетическое удовольствие от созерцания изящных предметов.

А кроме удовольствия - ответы на вопросы, которые, возможно, занимали вас с детства.

Я наконец получила ответ на вопрос «как можно сморкаться в такое совершенство?».




Ответ: никак. Носовой платок для европейца XIX века был не гигиеническим предметом, а возможностью продемонстрировать свой высокий статус, что и определяло их изящный декор.

Сморкаться в платок люди начала во время пандемии 1918 года.

Собственно, и веера в XIX столетии не предназначались для того, чтобы обмахиваться ими в электропоезде.

Третий вывод: нам с вами очень повезло с обувью.

Вообще витринам с туфлями и сапогами стоит уделить особое внимание. Глядя на эти лайковые туфельки, можно легко вообразить волнение невесты.

От тех волнений, как и ножек, на которые надевались туфельки, не осталось ничего. Даже прах и тот истлел до невидимого состояния, но этим балеткам повезло пережить не только свою владелицу, но и тысячи других балеток той же эпохи. Их ровесники давно сгнили, а эти красуются под стеклом, вызывая трепетный восторг.

Вот оно - настоящее долголетие.




Как леди и джентльмены ходили в этой обуви, я не представляю.

Плоская подошва, равнодушная к анатомическому строению человеческой стопы, маленькие размеры, считавшиеся признаком благородного происхождения, крайне неудобные застежки…

Да и дифференциация обуви на правую и левую ногу появилась относительно недавно, причем люди весьма неохотно воспринимали новшество - оно казалось им некрасивым.

Вот он - культ прекрасного. Красивое было важнее удобного.




Четвертый вывод: наши представления о моде прошлого носят слишком обобщенный характер. Мы слышали о корсете, о чулочных подвязках, о турнюрах, но не догадываемся, какую эволюции претерпел каждый предмет гардероба.

Вряд ли вы сходу угадаете, что это такое.




А это, друзья, карманы! Они повязывались поверх корсета под нижней юбкой и существовали вплоть до середины позапрошлого века в таком не привычном для нас виде.

Прогресс - это не характеристика современной эпохи. Он был всегда и затрагивал все сферы повседневной жизни.

То, что сейчас является музейным экспонатом и предметом гордости коллекционера, когда-то волновало дамские сердца. Для этих сердец изобретение пружины было великой радостью, потому что ощутимо повышало качество жизни.

Сравните турнюр (приспособление для придания объема нижней части спины) первой трети века, который сшит из грубой ткани, набитой ватой…




…и высокотехнологичные изделия того же назначения, выпущенные в последней трети.




Все, что в те годы было призвано формировать женский силуэт, сейчас кажется не только очень странным, но и полностью исключающим комфорт.

Корсет - это вообще особая сущность, которая, как мне кажется, прожила полноценную жизнь, не сопоставимую с жизнью обычной вещи.




Вывод пятый: мода всегда выглядела эпатажно и являла собой маятник, качающийся из одной тенденции в ровно противоположную.

Широкое сменялось узким, открытое - закрытым, а пышное - облегающим.

Некоторые силуэты, входившие в моду, выглядели вызывающе.

Вот, например, пользовавшийся популярность в начале ХХ века лиф платья с крупной и низкой грудью, нависающий над талией. Не удивительно, что его называли «голубиной грудкой».




Одним словом, все это надо видеть.

Запишите точный адрес:




А завершить свой рассказ о выставке я хочу загадкой.

Как назывался турнюр такой формы?




Poll

ВДНХ, загадки, мода

Previous post Next post
Up