Похороны и кладбища в Португалии

Nov 18, 2020 02:11





Несколько лет у меня не задавался этот текст.

Но в этом роковом 2020 году случилась серия смертей небезразличных мне людей, оставивших свои страницы в соцсетях оборванным повествованием, словно на вдохе, не успев выдохнуть.
Я вот подумала, а что бы каждый из них написал, если бы знал, что эта запись останется последней в его жизни, и верхней в его ленте? Никогда теперь этого не узнать.

Смерть перестала быть чем-то отдалённым. Нежданно ушли люди, не помышлявшие о ней. От этого страшно. Чтобы отступил страх смерти, нужно о ней думать. Тогда и дни, которым отпущен лимит могут стать счастливее. И близким не придётся думать о том, как бы ей хотелось? Нужно всё прописать, чтобы облегчить хлопоты, связанные с похоронами.

Поэтому я заставила себя довести до конца начатое. Выбрать из папки "Cemitério" самые иллюстративные фотографии, собранные в разные года и сделать этот выдох. Хотя бы для соцсетей.

Удивительную разницу похоронных ритуалов от отечественных я наблюдаю в Португалии.

Удивительную тем, что христиане должны быть объединены одной идеей, пусть даже с её разночтениями. Но нет.
Даже проводы в последний путь  другие.
Нет этого замедления времени, нет тягучей тишины и максимальной концентрации драматизма вокруг происходящего. Это когда  мирно отходит даже 101 летняя бабушка, всем полагается разговаривать полушёпотом, держать поджатыми губы и наполнять печалью с жиденькой слезой глаза, которые оживятся с призывом отведать поминальный обед.
В Португалии нет поминок.
Есть многолюдная толпа на площади перед церковью, она в ожидании мессы и вспоминает покойного в своих разговорах. Разговоры перетекают из одного русла в другое с появлением нового гостя?/посетителя?/присутствующего?, как правильно назвать человека, пришедшего проводить в в последний путь близкого или родственника?
Это повод наведаться в соседнюю деревню, встретить там старых знакомых, и перетереть с ними последние новости, а заодно вспомнить эпизоды жизни умершего.
Постепенно разговоры перерастают в гвалт, который утихнет с ударами церковного колокола.
Всё это время гроб с усопшим стоит в церкви. Как правило, он очень красивый, фигурный,  из обработанного дерева. Я посетила  6 семейных похорон и  видела только подобные.
Такой не заколачивают гвоздями, а закрывают замочками. По обе стороны от него на скамьях рассаживаются ближайшие родственники и принимают соболезнования от каждого пришедшего проститься.
На доске объявлений заранее вывешены листки, на которых указывают, кто умер и когда будет похоронная церемония. В притворе стоит книга, в которой любой может письменно засвидетельствовать свою скорбь. Рядом могут лежать маленькие памятные карточки с молитвой. У входа в церковь и на кладбищенских воротах обычно выставлена фотография усопшего.
Служба длится не очень долго, Католики хорошо знают правило, и активны в общей молитве.
В небольших деревнях, где нет действующей церкви, а только часовня, куда по случаю приезжает падре, случается, что происходят несколько похорон одновременно. После службы по рядам проходят волонтёры, собирающие пожертвования на оплату работы священника. Похоронные затраты семья обычно несёт самостоятельно.

После мессы и подъезжает катафалк.

Он сконструирован так, что в других целях его использовать не придёт в голову. Это элегантный автомобиль с притемнёнными стёклами и шторами .
Вместе с катафалком прибывает похоронная команда, 2-3 человека, одетые в черные строгие костюмы, причём не обязательно мужчины.
Они управляют металлическим механизмом, гробоприёмником, встроенным в катафалк,  устанавливают дорогие венки так, чтобы не сломались живые цветы и после организуют перемещение на кладбище.


Траурная процессия во главе с командой церковных активистов в белых с красным одеждах, с  крестом и чашей святой воды отправляется в сторону кладбища, временами останавливаясь на молитвы.




Погосты непривычно маленькие. Совсем маленькие. Такие, что из одного угла, можно видеть другой по диагонали.



Это потому что, если в течение определённого времени не выкупить место, его используют под другое захоронение. Куда при этом девают прежнего усопшего, мне до сих пор никто не дал вразумительного ответа.

Ворота обычно украшены ковкой, исполненной символов.





Надгробья каменные. Старинные очень интересные, с фамильными гербами. Следует заметить, что это обычные "уездные" кладбища.










Поскольку камень добывается в стране в промышленных масштабах, современная индустрия ритуальных изделий из камня поставлена на поток.










Могилы соседствуют с дорогими семейными склепами, украшенными по-домашнему портретами, живыми цветами и гробами на полках под кружевными покрывалами . Всю эту красоту видно сквозь стеклянные двери.



В каких-то есть свободные места для пребывающих до времени в подлунном мире членов семьи.



Уплотнение захоронений обычное и частое явление на маленьких кладбищах.




В старинных семейных склепах прозрачных дверей нет или они закрыты наглухо.




Некоторые стоят пустыми.
Это означает, что жазИгу, так называются эти сооружения, или купили впрок, или оттуда "съехали" предыдущие насельники из-за того, что некому и не на что содержать обслуживание.


После последней молитвы падре и  прощания близкие расходятся, не дождавшись полного погребения. Работу по закапыванию и украшению венками производят служащие. Часто - женщины. Строительными лопатами.
Так хоронят в Португалии.




..................................................................................................................................................................................................................................................................................................

В реалиях описанных традиций, я не хочу быть погребённой в земле под глыбой камня.
Понятно, что способ утилизации тела мне, отошедшей в мир иной, уже не даст никаких ощущений. Но уже при жизни угнетает мысль о том, как мои раскомплектованные косточки отправят непонятно куда руками чужих людей, потому что кому-то потребуется освободить место.

В этом смысле отечественные кладбища гуманнее. Хоть на задворках, но бесплатные 2х2 гарантированы. Пока гарантированы.  Но кто же меня туда доставит? Особенно когда самолёты не летают. Да и зачем так усложнять жизнь моему ребёнку и мужу? Они ведь здесь.

Поэтому - только кремация. Я видела и этот процесс. По мне, так он выглядит куда как более эстетичным. Особенно момент, когда гроб с телом медленно в тишине исчезает за перестающим быть прозрачным стеклом, а не засыпается со стуком комьями грязи.

И вот без этого хранения урны и "развейте там-то". Просто найдите в лесу молодое дерево, любое. По размеру кроны сделайте канавку, и пепел тонким слоем рассыпьте по кругу и засыпьте землёй. Это будет неплохим удобрением.

И все свои фотографии разрешу использовать кому угодно и в каких угодно целях.

А ещё любимую группу "Грибы Португалии" попрошу администрировать тому, кто за это возьмётся))

Если что-то вспомню - допишу.



Португалия, христианство, #кладбище, #португалия, португальские традиции

Previous post Next post
Up