Apr 23, 2012 12:33
Не изменю своему правилу - напишу о моих впечатлениях еще до того ,как прочту иные мнения:).
Два спектакля в Михайловском театре. Главное, что о них хочется сказать: я впервые увидела Лебединое таким, каким его слышала у Чайковского! Каждая нота этой печальной повести была пропета и прожита на сцене этой удивительной маленькой девочкой и великой балериной и актрисой (простите за "высокий слог", но по-иному не получается говорить о НЕЙ!). Когда я смотрела этот спектакль Михайловского театра и нашу Наташу в нем, все время вспоминала Толстого: "Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили...» Эта цитата может быть отнесена как к образу, который создала Наташа, так и к спектаклю в целом. Он (спектакль ) перестал быть парадным, имперским, торжественным и неживым, Одетта-Одиллия перестали быть символами малоодушевленными, прекрасными, холодными, статичными зачастую. Такие редкие моменты в исполнении других балерин, когда на секунды они "оживали", а не только замирали или двигались идеальными лебедями-статуями, я ценила более всего; а здесь было идеальное соответствие моим ( а судя по реакции 800 зрителей - не только моим!!) запросам увидеть "живую" Одетту, каждая нота, каждое движение обрели смысл (не только выражать прекрасное, балетное, условное), но вот здесь она тянет легкие руки-веточки, отвечая на ласку любимого, а через мгновение это уже трагически заломленные лебединые крылья, потому что зловещий (о,какой зловещий!!!) Ротбарт протянул свою длань и поылает свое проклятье, вновь подчиняя Одетту своей воле!.. Одиллия в этом спектакле тоже поразила - это не дьяволица Плисецкой, конечно же, а, скорее, чертовка, вакханка, послушная воле ее повелителя, которого обычно я видела отцом Одиллии, а здесь какие-то иные связи с Ротбартом были ощутимы:))Какая торжествующая и в то же время весело-игривая улыбка пробегала то и дело по ее губам (как ни странно - больше 19-го)! Абсолютно новым в этом пдд 2-го акта было постоянное взаимодействие Одиллии с Ротбартом - то она, протягивая руку, слегка касалась его, то в момент вариации принца он что-то шептал зловеще ей на ухо, то, обращаясь к Зигфриду, переключал его внимание с тени Одетты, мелькнувшей то ли за окном, то ли в сознании принца, на торжествующую Одиллию. Именно в этом - таком осмысленном спектакле - я так четко увидела все акценты: когда взволнованный видением принц Зигфрид начинает сомневаться: кто же перед ним?, Одиллия совершает несколько движений в пластике Одетты ,чтобы успокоить его! Можете забросать меня камнями, но прежде я не понимала так отчетливо смысл этой сцены!!! Какие лебединые руки были у Наташи, какая волна по ним переливалась! Вторым героем этого спектакля стал, конечно же, Злой Гений в исполнении ДОБРЕЙШЕГО И ПОЗИТИВНЕЙШЕГО Ванечки Васильева! Но какая роль получилась! Хореография суперсложная и одновременно сверхвыразительная, две вариации потрясли своей наполненностью и соответствием музыке и образу. На первом спектакле критиковали избыточно "грозный" грим, но мне он казался вполне уместным, как и грим более органичный во втором спектакле. Иван Васильев - просто гений (скажите, какая новость, подумаете вы), но побывайте на этом спектакле и согласитесь! Каждое движение было драматургически оправдано, он действительно повелевал лебедями, именно по мановению его длани все происходило на сцене! Таким властным, грозным, повелевающим, зловещим должен быть Иван Васильевич на сцене Большого!
Марсело Гомес был прекрасен в образе принца во втором спектакле, в первом же он воодушевлялся и играл, как нам бы того хотелось, только в сценах с Наташей. Прелестная мизансцена была на поклонах 22-го апреля: Наташа поднесла розу Марсело из своего букета в глубоком реверансе, а Гомес коленопреклоненно целовал ей руки! Мне ТАК много говорила игра Марсело Гомеса в спектакле 22-го, это был идеальный принц в каждое мгновение спектакля, и публика благодарила его столь же горячо и долго как Наташу и Ивана! УЖЕ НАПИСАЛА , ЧТО И ОБО ВСЕМ СПЕКТАКЛЕ МСОЖНО СКАЗАТЬ ,ЧТО ОН ВЫГЛЯДЕЛ СВЕЖИМ И МОЛОДЫМ, КАК БУДТО РАСКРЫТАЯ ОТ ПОЗДНИХ НАСЛОЕНИЙ КАРТИНА ,ЗАСИЯЛ СВЕЖИМИ И ЯРКИМИ КРАСКАМИ! Такие живые и достоверные декорации исполнены художником театра и декораторами, они одни уже радовали и глаз и душу. В который раз изумлена и покорена актерским мастерством Андрея Брегвадзе (Наставник), хорош был шут - Р.Толмачев. Виктор Лебедев - сверстник принца - в иные моменты мог затмить и маститого Марсело Гомеса:) Спектакль прекрасен, и сколько бы он ни шел с этими испонителями, столько я и хочу его видеть.
Лебединое озеро,
Осипова,
Васильев