Я сама изучала языки в обычной самой школе, в гуманитарном классе. Прекрасно помню наши учебники французского языка. Упорно искала картинку обложки, чтобы вам показать - не нашла такого. Но, думаю в букинистах еще можно найти такие учебники советского образца. В нашей школьной библиотеке была целая коллекция на все 10 классов по французскому и по английскому. В каждом уроке обязательно текст про Ленина, про СССР, про примерных октябрят и пионеров, потом обязательно вопросы к тексту, потом грамматика с упражнениями... Черно-белые картинки - портреты опять же Ленина или великих французских писателей. И конечно, для поступления я занималась совершенно по другим книгам...
Вы думаете, к чему я это все пишу? Посмеяться хочу над школами советского образца?? Вовсе нет!
Я очень много работаю с детьми и подростками. И вот оказывается, что сейчас в 21 веке обстановка с учебной программой ничуть не лучше.
История 1. Французская спецшкола. Вот их учебник .
Автор Кулигина А.С. "Для школ с углубленным изучением". 5 класс. Каждый день урок французского. Сейчас проходят довольно сложные времена Futur Simple и Imparfait - не начинающие, вобщем, дети. На первом уроке знакомлюсь, спрашиваю так между прочим - что это за времена такие? Как образовать? Покраснел, замялся малыш... Ок, проехали, - говорю. Спрашиваю по-французски: "Как тебя зовут?". Не может сказать. В итоге я поняла, что ребенок не знает, как сказать "мы", как сказать "я говорю".
За день до нашей встречи ребенок писал контрольную работу в школе, на повторение самых простых вещей типа "я иду в школу". И получил сами понимаете что...
- А как другие написали? - спрашиваю
- Ну почти все на 2.
Смотрю тетрадь за последний месяц - никаких следов подготовки к контрольной нет, подразумевалось, что дети это знают и помнят, и проверочная работа имеет чисто формальные цели.
Поработали мы первую неделю, и уже видно, что ребенок смышленый, увлекающийся, и абсолютно обучаемый, и не так уж сложно в нем зажечь интерес! А в школе он "лентяй и ничего не знает".
Изучила учебную программу. И вот :
- почти отсутствует повторение простых основ языка, спряжений глаголов, необходимых для живой речи (о том, чтобы давались разговорные обороты мечтать уже не приходится)
- упражнения и тема урока часто вообще не связаны, и неясно, где ученик должен брать этот материал
- на уроках читают и переводят тексты, почти не говорят
- примерно 1 раз в неделю (из 5!!!) учительница включает аудиозапись диалога. Дети повторяют за диктором, сами не знают что!
5 академических часов - это же целый учебный день.
Вопрос - может устроить детям еще один выходной?
История 2. Его сестра. Та же спецшкола. 9 класс. И тут уже Сюбжонктив проходят. Ну если провести параллель с математикой, сюбжонктив - это высшая математика. Обычно, им заканчивается любой курс изучения языка. То есть если ты Сюбжонктив знаешь - тебе в языке учить больше нечего...
У нас первый урок... История еще веселее. Только здесь у девочки в голове еще и уйма шаблонов и слов неизвестного происхождения. Ребенок не может построить ни одной фразы, так чтобы я хотя бы догадаться могла, о чем речь... Почему вы думаете? Учительница ставит двойки за долгое размышление. В результате ребенок не может собраться с мыслями и верно выстроить фразу. И как ее братик, не может сказать "я говорю по-францзуски", "я люблю танцевать". Да, здесь нам надо не высшую математику шлифовать, а палочки складывать.
А по программе они читают тексты про великих кутюрье Франции, пересказывают, рассуждают об индивидуальном стиле, фасонах, покроях и проч., где использованы все сложнейшие францзуские времена, в том числе этот Сюбжонктив!
И при всем при этом, как в черном анекдоте, детям предлагается поехать на стажировку во французскую семью, 2 недели практиковать язык за 40 тыс руб. При таком подходе! Вы только представьте, какой стресс, какое разочарование в своих способностях получит ребенок! Ребенок, который слышит французскую речь 10 мин в неделю и не особо понимает, о чем там речь. Очевидно, что там он почувствует себя таким ничтожеством, что на всю жизнь хватит… И никогда он не сознается родителям, из страха их огорчить, что они вот так долго откладывали эти деньги, а он вот не оправдал надежд!
К чему я это все это. Вы представляете - какая пропасть лежит между учебной программой и реальными знаниями детей? Речь не о единицах, это общая картина.
Специализированный класс, где с родителей каждый месяц собирают «на нужды школы», не может дать знаний, достаточных для поступления хотя бы на второй год на языковые курсы! Я уже не говорю об институте…Сдать ЕГЭ без специального волшебства не получится.
И что в итоге - ненависть и комплексы по отношению к языкам (а вы думаете, почему столько людей у нас так и не знают ни одного иностранного языка?!), зависть к сверстникам, чьи родители могут оплатить дополнительное образование, заниженная самооценка, потеря мотивации к учебе, а потом - мрачные воспоминания о школьных годах… И этот груз человек проносит через всю жизнь, а затем передает своим детям. Да, это грубо и общо, но все это именно так.
Остается лишь надеяться, что в окружении ребенка найдется человек, который поможет ему поверить в свои силы и преодолеть эту полосу. Пусть так и будет!