Почти все прошлое столетие Рязань и Владимир соединяла узкоколейка, проходила она по Мещерским лесам и болотам и была самой тихоходной железной дорогой в России. Давно уже разобраны последние рельсы, старые шпалы почти полностью вошли в землю, насыпь зарастает, а бывшую станцию не отличишь от других ветшающих домов. Осталась только легенда о ней и маленький музей на станции Тумская.
Мы решили проехать по ее следам от Тумы до Головано, а дальше поехать к Пре. Посмотреть места, где она проходила и что от нее еще можно увидеть.
Узкоколейный паровоз, пытаюсь взлететь на нем над мещерским морем лесов 😊
"За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.
Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами."
- К. Г. Паустовский, "Мещёрская сторона"
Музей открыт только для просмотра снаружи, может быть в будние там есть какой-нибудь станционный смотритель, который покажет как все это выглядело изнутри, но в выходной там даже здание вокзала закрыто.
Современная станция Тумская
Здесь поезда нет
За время нашего пребывания на станции поездов не было совсем, только мы и ходили по рельсам.
Ну и не только по рельсам 😊 чух-чух... 😆
Здесь был путь.
Старая станция в Голованово.
Признаки былой жизни.
Колодец напротив станции.
Просто озеро недалеко ☺
Красивые здесь места.
Едем дальше.
По местным дорогам
Опережая тучи, которые над горельниками смотрятся особенно выразительно и даже мистично. Прибавляем ходу.
Надеялись посмотреть на загадочный треугольник на котором разворачивали паровозы. Не увидели. Говорят, рельсы разобрали совсем недавно.
Интересно, насколько давно здесь этот пруд?..
Узкоколейка когда-то уходила в сторону Владимира, а мы свернули в сторону деревни Ольгино на Пре.
По дороге лужи, а там где есть лужа можно встретить лужемера))
И устроить гряземес.
Всё, чтобы выехать на очаровательное озеро Урцево.
Но и тучи времени зря не теряли, набирали силу и мощь.
И приготовились дождить.
Дождь был мелкий, ровный, а небо просто серое, не очень оптимистично. Но вскоре дождь закончился, и небо вновь радовало красивыми переливами.
Здесь прекрасная статья про Мещерскую узкоколейку
http://narrow.parovoz.com/tuma.html