Ольга Бернштейн, семейный фотограф

May 28, 2014 08:16



Знакомьтесь - Ольга Беренштейн, семейный фотограф, живет и работает в Израиле. «Самое главное - когда в кадре есть чувства, отношения. То, что есть между людьми. Жизнь, а не просто картинка.»


- Что больше всего любишь снимать?

- Портреты. Семью, детей, любовные истории, праздники. Практически все, кроме больших торжеств и свадеб. И для меня всегда человек главный на фотографии, а не часть композиции.

- С чем обращаются чаще всего?

Меня постоянно находят люди, которые говорят: «я нефотогеничная, я не нравлюсь себе на фотографиях». Я считаю, что нет фотогеничных людей. Есть люди, которых чтобы снять красиво, нужно приложить чуть больше усилий. Я люблю такие съемки, для меня это каждый раз вызов.

В последнее время возобновилась тенденция семейных съемок. Люди выделяют специальное время, собирают всю семью, чтобы сделать фотографии на память. Такие фотографии больше «весят», чем просто памятные снимки. Мы все вместе, мы красиво одеваемся. Мы хотим сохранить эту ценность - быть семьей.

Для меня это возрождение семейных ценностей.


Приведу грустный пример. У одной девушки мама погибла в автокатастрофе, и оказалось, что у нее нет ни одной фотографии, где они вдвоем с мамой. Мама считала себя нефотогеничной… Девушка провела акцию, призывая всех родителей сниматься хотя бы раз в месяц вместе с ребенком.

Наша жизнь состоит из того, на что мы обращаем внимание. То, о чем мы думаем - то и растет и развивается. Если мне важна семья, то я свое внимание направляю в эту сторону, и семейные фотографии - один из способов. Это не просто. Нужно, чтобы все согласились, нужно подумать, как вы хотите выглядеть, найти удобное всем время, собраться….

Я считаю, что это важное для семьи вложение.





- Тут возникает вопрос: как уговорить фотографироваться человека, который не хочет? Например, мужа?

Можно честно поговорить с человеком и объяснить, зачем эта фотография нужна. Вам, ему, семье. Или попросить как подарок себе на день рождения. Или пообещать что-то взамен.

Часто мужья меняют точку зрения после того, как увидят фотографии.




- Ольга, зачем люди вообще обращаются к профессиональному фотографу?

Для интересного переживания. Для истории. Для подарка. Для того, чтобы себе понравиться. Для того, чтобы никто не оставался за кадром. У нас есть фотографии, где я и ребенок, или те, где муж и ребенок, или просто ребенок, а совместных - где мы втроем, а снимал кто-то другой, почти нет.

- Есть фотографы, выступающие за честность: «что выросло, то выросло». Вы приукрашиваете свои снимки?

Красиво должно быть обязательно. Я очень редко занимаюсь ретушью. Стараюсь снимать так, чтобы этого не приходилось делать.

У всех нас есть то, что мы готовы показать, а есть то, что хотели бы сделать незаметным. Кого-то беспокоит его нос, кого-то живот и так далее. И я считаю, что каждый имеет на это право. Я часто обсуждаю с человеком перед съемкой такие вещи и делаю все, чтобы он остался доволен.

- Как вы относитесь к «телефонным» фотографиям?

У меня, как и у многих, есть миллион «документальных» фотографий, которые интересны по большому счету только мне. Когда фотографируют ради факта, о красоте особо не заботятся. Это скорее зарубка истории. Например, когда мы с ребенком в первый раз пошли в бассейн, я его сфотографировала для того, чтобы послать маме фотографию с припиской «мы в бассейне первый раз». Другой цели такая фотография не имеет.

А есть какая-то грань, ее довольно трудно описать, когда фотография ребенка становится интересна не только маме или бабушке, но и совершенно посторонним людям.




- Некоторые мамы хотят фотографировать своих детей как можно больше.

И это просто замечательно! Когда я вела мастер-класс для мам на тему того, как фотографировать детей, я им говорила: «Много фотографируйте - много выбрасывайте, не жалейте. Оставляйте одну-две фотографии из серии. По большому счету именно ради них делались все остальные.»

И да - хотеть фотографировать это не зазорно!

- Вы любите снимать в естественный условиях. А как насчет студийной съемки?

Студия - это в первую очередь инструмент для управления и создания нужной ситуации. Там можно выстроить свет, а не ловить солнце и тень. Знать, что никто не зайдет и не помешает, придумать и сконструировать «историю», показать человека в непривычном для него свете. Это средство, которое должно оправдывать цель.

Нужно понять, что студия - это достаточно ограниченное пространство. Поэтому младенцев можно снимать в студии с легкостью. А если ребенок побольше, он активно двигается. Поэтому ему быстро надоест там находиться, а кроме того он постоянно будет уходить из-под налаженного света. Так что я бы выбрала для такой съемки тенистый парк, где много места и ровный свет.




Есть люди, которым в студии спокойнее и комфортнее. А есть те, кто наоборот зажимаются от того, что на них направлены софиты, а за спиной нейтральный, ничего не выражающий фон. Человек остается таким образом один, без истории, без поддержки обстановки и не знает, что он должен делать и выражать. Поэтому я больше люблю интерьерные студии, в которых есть обстановка, на которую можно опереться в прямом и переносном смысле.

- Расскажите немного о процессе съемок. Как Вы это делаете?

У каждой фотографии есть свое желание внутри. От него зависит то, где и как я буду снимать. Например, девушка хочет выглядеть на фотографии нежно. Значит, мы создадим такую историю, которая выразит и покажет именно эти качества.

Но это не значит, что я точно рассчитываю что и как нужно делать, это происходит интуитивно, каждый раз по-другому. Если человек будет становиться в неестественные, неудобные для себя позы и делать то, что ему не нравится, это и на фотографиях отразится. Живой момент - он разный, и повторить в точности такую же съемку лично я, пожалуй, не возьмусь. Это будет уже другой момент, да и человек другой.

- Долго ли приходится ловить нужный момент?

Мне не нравятся слова вроде «поймать момент». Они какие-то безжизненные. Съемка - это процесс, где нет лишних этапов. Каждый кадр - это часть процесса, и поэтому он важен и для меня, и для человека. Потом будет видно, что отложить, а что напечатать, когда мы снимаем - про это незачем думать.

Другое дело - ситуации случайной «ловли момента», когда просто повезло: увидела, в руках был фотоаппарат, батарейка была заряжена, кадр не смазался и так далее. Тут мне не важны детали, ракурсы, свет и так далее.

Когда я снимаю людей, поднимается уровень сложности: нужно ведь, чтобы люди нравились себе на фотографии. Так что в голове нужно держать еще много деталей: как руки лежат, какой поворот головы для этого лица самый выгодный и так далее.




- Ольга, что означает фотография лично для Вас?

Я верю, что как мы видим - так мы и живем. Видим плохое - живем плохо, видим красоту - живем хорошо. Поэтому нужно и важно тренировать умение видеть красоту, ощущать ее внутри и вокруг. И в других, и в себе.

Во время каждой съемки я учусь видеть красоту заново.

Беседу вела Малка Корец

Ольга Бернштейн - контакты

телефон в Израиле: 053-622-82-10

мейл: pu6enko@gmail.com

страница на Фейсбук: https://www.facebook.com/PhotoShtein

Живой Журнал: http://olga-pu.livejournal.com/

http://chelovek-i-ego-delo.com/interview/ol-ga-bernshtejn-semejny-j-fotograf/
Previous post Next post
Up