Кризис личностный Кризис среднего возрастаКризис экзистенциальный: тема смерти Кризис экзистенциальный: бессмысленность жизни Кризис экзистенциальный: свобода
Свобода - тяжкое бремя?
Вообще-то, в нашем социуме принято преступников лишением свободы наказывать. Из чего вроде как должно быть очевидно, что свобода - одна из наивысших ценностей. Казалось бы, все люди должны к ней стремиться? Увы, не всегда; причем, даже в том случае, если сознательно присутствует стремление к свободе, встречается бессознательное её избегание. Фокус тут в том, что чем больше у человека свободы - тем больше у него и ответственности. А эта последняя не всем нравится: тяжела ты, шапка Мономаха.
…Люди, проведшие в заключении большие сроки, выйдя на свободу, нередко совершают правонарушения совершенно сознательно, с целью опять попасть за решетку. Настолько невыносим и непонятен этот свободный мир, в котором самому приходится нести ответственность за собственную жизнь. В тюрьме, знаете, хоть и невкусно - но и покормят, и спать положат… а на свободе ответственность за такие сложные действия приходится нести самому. Сложно это и нелегко: быть несвободным хоть и неприятно, но от ответственности избавляет, поэтому - легче.
Тема свободы - весьма мучительная тема для многих, ибо личная свобода означает и личную ответственность.
Кризис сепарации
Страх свободы часто ощущается наиболее открыто и явно в ситуативных кризисах сепарации: когда выросшие дети отделяются от родителей, или когда разводятся супруги… Часто в этот момент свобода воспринимается как хаос, если человек сам не может установить собственные границы и структурировать собственный мир. Избегание ответственности за свою жизнь приводит к тревоге: начинается лихорадочный поиск того, кто бы за неё ответил - а таковых не находится. Когда человек свободен - он может делать всё, что хочет, и тут на первый план выходит доступ к своим собственным желаниям. Проще говоря, для этого нужно знать, чего же ты хочешь, иначе возможность «делать то, не знаю что» порождает тревогу. И тогда у человека ощущается потребность срочно найти кого-то, кто отвечает за его жизнь, и выяснить у него, что нужно делать!
Плохая новость: экзистенциально никто за вашу жизнь не отвечает
Даже если найдётся человек, который скажет вам, что делать - вряд ли он сможет принять на себя ещё и ответственность за последствия своего совета. Фильтровать советы - задача советуемого. Если вы выполните неподходящий для вас совет, хуже всего будет вам; советчику же, в большинстве случаев, - по барабану.
Хорошая новость: человек, ответственный за вашу жизнь, есть!
Это вы. И именно вы можете почувствовать свои желания и решить, что с ними делать, для чего требуется отфильтровать не только чужие советы, но и чужие требования. Именно вы можете установить и защитить свои личностные границы. Иной раз для этого требуется разрушить старые, установленные кем-то ещё до вас, и установить новые. В конце концов, свобода - это осознанная необходимость, а не хаос.
Невроз выходного дня
Наиболее мягкой формой этого кризиса является «невроз выходного дня»: когда из внешней структуры, обусловленной рабочим распорядком и чужими требованиями, человек попадает в вакуум свободы. Нет жёстко определенных требований, что нужно делать; а чего хочется, ему и самому как-то неясно. Иногда вообще возникает чувство вины за наличие собственных желаний. В данном случае чувство вины выступает как тень ответственности: вроде как ответственность за эти желания моя, но выполнять их при этом запрещено. Вопрос «кем запрещено?», естественно, теряется в тумане вины. Запрещено, и всё.
Проблема заключается ещё и в том, что если глубинные желания не удовлетворены, удовлетворение более поверхностных счастья не приносит. Осознать же собственные глубинные желания не всегда легко: желать, осознавать собственные желания - это означает брать ответственность за их удовлетворение на себя, и это как раз то, от чего многих из нас тщательно отучали. Иногда для возвращения к собственным желаниям необходима помощь психотерапевта.
Тревога, связанная с выходными и отпусками, является характерным признаком того, что отказ от собственных желаний уже начался, и ответственность за вашу собственную жизнь от вас уже как-то ускользнула. Ловите её и возвращайте на место, ибо никто, кроме вас, за вашу жизнь всё равно не в ответе.
Ловушка обусловленности
Экзистенциальный кризис, связанный со свободой, часто выглядит как её полное отрицание. «Свободы нет! - тоскует такой человек, - Наша жизнь полностью предопределена: мы таковы потому, что нас так воспитали, и любой наш выбор будет обусловлен прошлым, судьбой, фатумом, законами физики и Уголовным Кодексом. Так хочется свободы, но свободы-то и нет…»
К счастью, свобода заключается не в отрицании объективных законов - но в нашем отношении к ним. Человек отличается своей способностью понимать, что детерминирован, и выбирать своё отношение к тому, что его детерминирует. Если он не отрекается от свободы собственной воли - то он может и должен выбирать, как относиться к неизбежным границам: согласиться ли с ними, бороться против них, защищать их или отрицать?
Увы, свободы без ответственности действительно не бывает: каждый из этих выборов влечет свою ответственность. Как говорится, выбор есть всегда, даже если вас съели - но отвечать за ваш выбор придется всё-таки вам самим. И только неумение признавать свою ответственность приводит к тому, что поле выбора сужается до одного варианта. В действительности человек свободен, и вариантов бесконечное количество, но пока человек не умеет принять на себя ответственность за свой выбор - у него будет создаваться иллюзия отсутствия выбора.
Упражнение
Нередко человек думает «я не могу» о том, что в действительности является его свободным выбором: «Не могу же я вести себя так чёрство!» - говорит он себе, и всё выполняет и выполняет чужие требования…
Научитесь заменять «я не могу» на «я не хочу» - и вопрос ответственности сразу станет значительно более прозрачным. «Я могу быть чёрствым в данной ситуации, но не хочу, поскольку доброе мнение партнёра обо мне важнее собственного удобства для меня» - в такой фразе уже вполне очевидно, что ответственность за вашу жизнь принадлежит вам. Вы сами выбрали жить такой неудобной жизнью - и получили за это некие бонусы. И вы сами можете отказаться от этих бонусов, чтобы получить другие, сделав свою жизнь более удобной. Выбирать вам. Вы свободны в своём выборе, если готовы принять ответственность за него на себя.
Найдите ещё несколько своих «я не могу» - и замените их на «я не хочу». Взвесьте получаемые бонусы. Возможно, по зрелом размышлении окажется, что некоторые из этих бонусов не стоят тех неудобств, которыми за них приходится расплачиваться?