Кто только не классифицировал кризисы по возрастам! Согласья в товарищах по-прежнему нет, но нижеприведенная классификация кажется мне вполне разумной. Принадлежит перу Э.Эриксона, если кому интересно.
Вот у меня не в первый раз при виде этой классификации возникает когнитивный диссонанс. Для ребенка опасаться чужих - нормально. Это одно из важнейших для выживания (в прошлом) умений, которое развивается месяцев в 6-8. Ненормальна как раз доверчивость, на мой взгляд. Что под доверчивостью понимается, интересно. Если ребенок вообще ни с кем и никак - да, можно считать подозрительностью. Если же ребенок поначалу отказывается контактировать с новым для него человеком, а затем _видя, что мать с этим человеком общается дружелюбно_ соглашается на контакт (пусть даже минимальный) - это, на мой взгляд, вполне себе норма и вообще хорошо и правильно.
Думаю, речь о базовом доверии, которое формирует в дальнейшем экзистенциальную позицию "я+ мир+". Посторонние тут вообще не при делах, всё внутри семьи - безусловная любовь, принятие, забота, мир разрешено исследовать, безопасность обеспечивается нетравмирующими методами.
Может быть, речь вообще не о "доверии посторонним" и не о "доверии членам семьи", а об интересе ко всему новому, готовности исследовать мир? (О нет, не говорите, что все дети в этом возрасте готовы исследовать и доверять новому. Есть такие ляли, у которых новое и незнакомое вызывает испуг и слезы. Я и сама была такая ляля :) )
И не собираюсь говорить ничего подобного :) Может быть, да, именно это имеется ввиду: доверие к миру в виде желания исследовать его, знакомиться с ним.
именно так. "доверие к миру" не исключает подозрительности по отношению к людям,предметам и явлениям, вызывающим опасение. просто уровень опасения не так высок, чтобы отказываться от исследования. ребенок в год как раз должен научиться предпочитать маму-папу и с опаской относиться к чужим, которые встречены в первый раз. но правильно пройденный кризис обычно выглядит так - через 10-15 минут ребенок, которого чужие не хватают на руки и не дергают родители по поводу "срочно подойди улыбнись тете Кате" - начинает сам интересоваться новой тетей или веселым дядей и с МАМИНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ и МАМИНЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ способен вступить в контакт с чужими. у Эриксона доверие миру противостоит "подозрению ко всему" - то есть все новое и чужое по определению опасно. И исследовать это ресурса нет, потому что много сил уходит на сканирование пространства на предмет опасностей.
Reply
Посторонние тут вообще не при делах, всё внутри семьи - безусловная любовь, принятие, забота, мир разрешено исследовать, безопасность обеспечивается нетравмирующими методами.
Reply
Reply
http://child-stories.chat.ru/ericson.htm#Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев
Reply
(О нет, не говорите, что все дети в этом возрасте готовы исследовать и доверять новому. Есть такие ляли, у которых новое и незнакомое вызывает испуг и слезы. Я и сама была такая ляля :) )
Reply
Reply
ребенок в год как раз должен научиться предпочитать маму-папу и с опаской относиться к чужим, которые встречены в первый раз. но правильно пройденный кризис обычно выглядит так - через 10-15 минут ребенок, которого чужие не хватают на руки и не дергают родители по поводу "срочно подойди улыбнись тете Кате" - начинает сам интересоваться новой тетей или веселым дядей и с МАМИНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ и МАМИНЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ способен вступить в контакт с чужими. у Эриксона доверие миру противостоит "подозрению ко всему" - то есть все новое и чужое по определению опасно. И исследовать это ресурса нет, потому что много сил уходит на сканирование пространства на предмет опасностей.
Reply
Reply
Leave a comment