Семинар
Deep Democracy Institute, Portland, USA
Ведущие -
Max Schupbach,
Ellen Schupbach Киев, 30 октября - 2 ноября 2008
Коучинг отношений создавался как инструмент для топ-менеджеров в США и Европе на протяжении последних 10 лет. Цель коручинга - вывести людей и группы за пределы привычной зоны комфорта, помочь им обнаружить и использовать личный потенциал на полную мощь. Потенциал группы - это не просто сумма потенциалов участников, а синергическая суперпозиция этих потенциалов, в результате дающее гораздо больше, чем просто сумма, и с другими характеристиками. Для нас важно идти дальше разрешения проблемной ситуации и использовать возникшее напряжение творчески, для поиска новых путей развития, новых положительных эмоций и новых способов совместной работы.
Три уровня осознанности
Реальное, проявляющееся и сущностное
Consensual level - “reality”
Обыденный мир, объективный опыт, точно измеримые понятия, правила, культурный стиль.
Emergent evel - dreamng, potential
Проявляющееся: субъективный опыт, количественно не измеримый; измерение вещей изменяется вместе с контекстом, сны, мечты, субъективное восприятие.
Essential level - Atmosfere, U, Process
Сущностный опыт, чувственный, невербализуемый: непроявленное, основа.
Частица, двигаясь, перескакивает по бесконечному количеству путей - что в сумме даёт направление. Если мы осознаём, что движемся в параллельных мирах - мы понимаем и основное направление. Это помогает нам в принятии решений.
Квантовая физика, три уровня осознанности кванта:
На уровне «реального мира» - случайный путь.
На уровне «проявляющегося» - общее направление, вероятность.
На сущностном уровне - процесс, текучесть, «поток».
Random Path => Direction => Process
Психологическая травма - это один из параллельных миров, а в другом (dreaming) у вас никогда и не было этой травмы. Вы можете получить информацию из этого мира и привнести её в «реальный», обыденный, таким образом приблизившись к направлению и потоку.
Потенциальный мир может объединяться с реальным. Задача коучинга - позволить клиенту обрести связь со своим потенциалом. Выбираем наименее энергозатратный путь, помогаем клиенту вернуться назад к потоку. Участники конфликта могут развить в себе больше текучести, потоковости (flow) - тогда решение конфликта всплывает само собой.
Поле социального взаимодействия
В физике путь частицы определяется полем, в котором она движется. Точно так же путь деятельности человека в организации определяется её полем, «атмосферой».
Например: муниципальные проблемы, этнические конфликты, распадающиеся корпоративные структуры. Поле пронизано чувствами отчаяния и безнадёжности.
Worldworker: одни только юридические меры или финансовые процедуры - это как обеспечивать здоровую пищу людям в депрессии. Клиенту хочется только умереть, здоровость пищи - пофиг.
Начинаем с исцеления чувств и поля, затем - стуктурная работа: повязка на ранах.
Random Path - случайный путь квантовой частицы, определяющийся полем, подразумевающий движение в параллельных («непроявленных») мирах. Увидеть перспективу этого пути можно только не вовлекаясь в процесс: большое видится на расстоянии. See my life as a film, not accident each action.
Random Path => Direction => Process
Путь - это музыка. За попытками игры на скрипке стоит музыка, желающая быть услышанной. Нужно помочь команде (клиенту) услышать эту мелодию. Это и будет поток: наименее энергозатратный путь в поле.
Reason of the fragmented life - marginalization of one of the level.
Conflict coaching
1. Способность коуча работать с собой (осознанность внутренних конфликтов).
2. Понимание структуры конфликта - роли и поля.
3. Принятие происходящего и сохранение равновесия - старшинство.
Базовая концепция структуры конфликта
I. Field conception
Суть теории поля в том, что за всеми событиями есть некий организующий принцип (пример: стрелка компаса и магнитное поле). Социальные поля так же поляризованы. Полярности существуют как роли в обыденном мире. Существование роли подразумевает существование полярности: если есть полисмен, должен быть и гангстер.
II. Simmetry request
Полярности трансперсональны и втягивают людей. Поэтому существует симметричный запрос: пример - ансамбль. Музыка: тромбон и гитара.
Если один играет на тромбоне - второй должен взять гитару. Все участники конфликта должны понимать, что они могут играть вместе, и у них есть доступ к обоим инструментам. Нет отождествления со своими ролями. Но оба не могут одновременно играть на тромбоне.
Структура затяжного конфликта, - оба пытаются играть на тромбоне, а затем оба становятся гитарами по отдельности. Наладить взаимодействие.
Смена ролей - базовый принцип поля, это происходит естественно и органично. Как только кто-то один переключается в дополнительную роль, - другой тоже переключается (см. «связанные кванты»). Это физический закон, избежать переключения ролей невозможно, единственный выход - перейти на сущностный уровень, где нет никаких ролей.
III. Double signals
Двойные сигналы - сущностная энергия конфликта. Развернуть, усилить. Найти точку переключения (shapeshift) ролей, выяснить сущностный запрос. Работа с краем (edge) и краевой фигурой.
10 шагов разрешения конфликта (рисунок-схема)
Ranks and privileges
Hierarchical categorization
High rank = center of mainstream.
Measurable level = margin.
Different area - different rank.
Вместе с рангом приходит много привилегий.
Objective level, social rank
Высокий социальный ранг объективен - белый европеец, гражданин, квартира, прописка, машина, больше денег и пр., - чего человек может даже не замечать. Люди часто не осознают того, что они даже не волнуются по поводу наличия ранговых привилегий. Пример: хозяин фирмы рад прогуляться в хорошую погоду. Дворник не разделит его радости, т.к. у него нет привилегии в плохую погоду поехать на машине.
Subjective level
Высокий ранг субъективен. Конфликт двух сестёр: у Анн больше времени, а у Мари денег. Мари завидует, что Анн может неспешно гулять, когда она должна готовить ужин мужу. Анн завидует, что Мари может купить себе что захочет, а она вынуждена довольствоваться малым.
Рецепт - осознавать и использовать привилегии своего ранга. Тогда зависть исчезает.
Essential level
Spiritual rank. Духовный ранг высок, если неважно даже, что человек говорит, но одно его присутствие воздействует на окружающих и успокаивает.
Это связь с чем-то из духовного мира, связь с природой. Человек остаётся в хорошем состоянии и не теряет оптимизма, даже когда вокруг плохо. Это - привилегия духовного ранга.
Ранговая вина
Ранговая вина не даёт пользоваться привилегиями своего ранга. Связана с краем, ухудшает течение конфликта. М.б. потому, что ранг не заработан потом и кровью, а получен «даром», и т.п.
Эскалация и де-эскалация конфликта
Какие привилегии у вас есть - это обычно не осознаётся. Способность фасилитировать конфликт полностью зависит от умения пользоваться привилегиями в отношениях. Это создаёт рамку для проявления и разрешения конфликтов.
Сам факт наличия привилегий (а они есть всегда, те или иные) есть эскалация, особенно в том случае, если их имеющие ими не пользуются. Оказавшись в конфликте, прежде всего спросите себя - какие привилегии я вижу и не использую? Осознавание и использование привилегий приводит к деэскалации конфликта.
Уклониться от конфликта - привилегия сильного. Пример - слон и моська.
Три параллельных мира:
1. Лидерство
2. Фасилитация
3. Коучинг
Духовный ранг (старейшинство)
Исследование счастья стало частью официальной науки.
Три определяющих момента счастливости:
1. Генетика.
2. Способность меняться.
3. Контекст.
Три необходимых аспекта старейшинства (высокого духовного ранга):
1. Счастье, способность отстраниться от проблем. Счастливый человек более эффективен в конфликтах.
2. Особые отношения с землёй, с сущностными аспектами бытия. Связь с божественным, доступ к процессу, сущностный опыт.
3. Дух времени: интуитивное понимание, что правильно и справедливо сейчас.
Остальные будут чувствовать себя более счастливыми рядом с человеком высокого духовного ранга.
В планете есть дух и мудрость. Стиль старейшинства соотносится с местом на Земле, которому принадлежит старейшина.
Процессуальный Ум - позитивное излучение Земли, которое позволяет проявиться существующим тенденциям. Это метафора организующего принципа в жизни человека.
Старейшинство - способность медитировать и возвращаться в состояние Процессуального Ума.
Вектор
Random Path => Direction => Process
Направление определяется векторами.
Сложение нескольких векторов в физике называется суперпозиция.
Старейшинство - возможность понять суперпозицию разных векторов.
Фасилитация групового процесса:
1. Фасилитируете выбор темы.
2. Организовываете пространство.
3. Отслеживаете горячие точки.
4. Напоминаете (соглашаетесь) о двух ролях.
5. Если роли отыграны - наступает процесс де-эскалации, cold spot, прохладная точка, точка расслабления. Это происходит само собой на сновидческом, субъективном уровне. Работа фасилитатора - облегчить процесс и поставить рамки.
Очень важно для фасилитатора получить разрешение на фасилитацию от группы.
План группового процесса с ролевой игрой:
1. Выписать темы.
2. Проголосовать звуком.
3. Выбрать наиболее популярные.
4. Выяснить, какие из них можно объединить?
5. Голосовать для выбора самой популярной темы.
6. Автор победившей темы может сказать пару слов для начала.
7. Остальные могут присоединиться или поспорить.
8. Выбрать основные роли в этом конфликте.
9. Начинает разыгрывание ролей фасилитатор. Подключаются остальные.
10. Возникает Hot Spot - усилить, подчеркнуть.
11. Возникает Cold Spot - не пропустить.
12. Обозначить и подчеркнуть Cold Spot как новый путь и направление.
13. Выход из ролей.
14. Обсуждение. Не допустить повторного сваливания в групповой процесс.