МАНОН. ИЮНЬСКАЯ АМОРАЛЬНОСТЬ.

Jun 22, 2015 01:49

С чего начать… В апреле в рамках фестиваля звезды балета в МАМТ посмотрела в Стасике жуткую «Манон» . Обожаемый балет впервые разочаровал и показался затянутым и скучным. Эта была моя пятая Куртизанка за год. Решила, что все, перебор. Поклялась, что вот никогда больше не пойду. Как водится была последовательна в своих решениях. Купила билеты на оба спектакля июньского блока.

В течение последнего года практикую один аттракцион. Привожу своих не увлеченных балетом друзей и знакомых на «Манон». И наслаждаюсь их, имеющих представление о балете, как о чем-то странном и скучном, с мужчинами в колготах и делающих фуэте балеринах в пачках, реакцией. В такой компании балет смотрится как в первый раз, незамыленным взглядом. И первый восторг неофита накрывает волной и тебя.

«Манон» второй трехактный балет Кенетта МакМиллана, созданный им на посту художественного руководителя Королевского балета. Икона уникального английского балетного стиля, который можно пытаться описать словами, но лучше один раз увидеть. О сути этого явления, ставшего классикой мирового репертуара, лучше всего сказал сам Хореограф: «Я был не в ладах с каждым, кто хотел, чтобы балет продолжал быть «традиционным»… Лишь небольшая часть того, что я видел тогда, имело какие-то контакты с реальным чувством и человеческим поведением. Балет был похож на ширму. Я хотел делать балеты, в которых зрители были бы захвачены судьбами моих персонажей. Единственный способ добиться той экспрессии, к которой я стремился, - знать, что чувствуют герои, и найти средства это показать. Не показывать эмоции - это очень по английски, и я думаю, что мои балеты смущают людей, потому что я позволил эмоции выйти наружу».

В основу балета лег роман аббата Прево "История кавалера ДеГрие и Манон Леско", написанный в 1731-ом году. Партитура была сложена из увертюр, танцевальных сцен из опер, музыки к драматическим спектаклям и оратоий Массне.

Премьера состоялась в 1974 году. Хореография была единодушно высоко оценена критиками. А вот мотивация персонажей стала предметом жарких споров, не утихающих и поныне. Три главные партии - Манон, Де Грие и Леско, по-прежнему привлекательны для новых исполнителей.

Образ куртизанки Манон претерпел множество интерпретаций. Сам МакМиллан считал, что ключ к ее поступкам находится в сформировавшем ее опыте нищеты: "Манон не так боится быть бедной, как стыдится быть бедной. Бедность в то время была равнозначна долгой, медленной смерти". Однако, видение и талант исполнительницы добавляли новые краски в прочтение роли, сцены мира видели самых разных куртизанок - от «просто шлюхи», «отвратительной охотницы за бриллиантами», «девочки, позволившей, чтобы все это с ней произошло, лишь делающей выбор, когда он встает перед ней», «интриганки, использующей все средства, чтобы достичь желаемого», «существа, руководимого инстинктом, живущего одним днем, из которого она извлекает все наслаждение, которое может» до «коварной стервы, использующей свою сексуальную привлекательность, чтобы выжить в мире, где главенствуют мужчины». Одни Манон умирали, как «отчаявшиеся безропотные жертвы», другие сражались «вопреки самой смерти».

Поэтому и поныне каждый новый дебют, каст, дуэт становится, по сути, премьерой, с надеждой на новое прочтение, интерпретацию, трактовку, восприятие характеров главных персонажей.

К превеликому удовольствию и МАМТ в этом летнем блоке не лишил нас возможности познакомиться с Манон, Леско, Де Грие в новом индивидуальном прочтении.

Манон. 19.06.2015

image Click to view



Татьяна Мельник. Семен Величко.
Великолепный спектакль. Моя шестая "Манон" за последний год. И пожалуй, одна из самых удачных.
Семен за год не то что отшлифовал, а создал цельный продуманный до мельчайших деталей образ. Прекрасно отыграно драматически и исполнено технически. У веренные и элегантные адажио , изысканные линии,бесшовно, абсолютно безусильно и чисто. А какое мягкое глубокое плие у Величко!
Образ создан очень чувственный. Драматически щедро. Убедительный лирический герой.

Татьяна Мельник в этой работе продемонстрировала уровень Примы высокого класса. Технически безупречно, легко, органично. Заковыристая английская хореография исполнена Татьяной необычайно точно и изысканно. И такой балетной красоты стопы. Манон Татьяны - трезвомыслящаю реалистка, «использующую свою сексуальную привлекательность, чтобы выжить в мире, где главенствуют мужчины».

Мельник/Величко - блестящий дуэт - открытие. Смотрятся прекрасно и пресловутой химии в избытке. Поддержки исполнены виртуозно. Точное попадание в стилистику МакМиллана.

Интерпретация остальных героев не подарила особых откровений, но очевидно, что труппа на подъеме и демонстрирует высокий уровень. Из удач - партии Любовницы Леско Валерии Мухановой и двух Куртизанок, созданных Анастасией Лименько и Ксенией Швецовой. Леско Любимова мне более всего импонирует с точки зрения актерского воплощения, но не все идеально технически. Кстати, парик Леско моих эстетических чувств не оскорбил. Как и не нанес душевных травм неофитам. Если бы не знала истории с массовым избавлением от волос - и не заметила бы.

Манон. 20.06.2015

image Click to view



Эрика Микиртичева. Денис Дмитриев.

Эрика и Денис удивили вообще-то. Неожиданно хороший дебют.

Начало первого действия ожидаемое. И Эрика, и Денис танцевали чисто, но не безусильно. Очень волновались, и это сказывалось. Дуэт в спальне к шедеврам не отнесу. Не хватило легкости и бесшовности, чувствовался зажим. Решила, что все понятно, уйду после второго действия, еще на дачу ехать.
И вот не знаю, что так кардинально изменило ситуацию. Возможно, ребята успокоились, собрались... И выдали блестящие 2-й и 3-й акты.

Второй акт, как сказать то? Бордель получился - то что надо бордель. Такая липкая нега. Манон Микиртичевой - порочно-тягуче-восточная манкость. И мерзкий развратный Господин ГМ Бухарева.Я вот сама не могу понять, как "соседская девчонка" Эрика и вдруг Порочная?! Но ей удаслоь создать особенно цельный образ. Без драматического «проседания» на протяжении всего спектакля. В первом действии надо работать над техникой. Хотя, если в следующий раз она сохранит то, что было вчера, и уйдет стресс премьеры, будет великолепно. Вдруг невозможной красоты и кантилены руки - плечи.

Манон Микиртичевой скорее «руководима инстинктом, живущая одним днем, из которого она извлекает все наслаждение, которое может».

Сидела и думала, что английские репетиторы творят чудеса. Эрика казалась миниатюрнее и невесомее, чем мы ее привыкли видеть.

И у них просто сумасшедшая химия с Денисом Дмитриевым. Дуэты в салоне и в спальне с браслетом - бесподобные. До мурашек, и это у меня, на 7-й Манон. Денис пылкий, юный Де Грие в начале спектакля и достоверно трагический в финале. Видимо было достаточно много репетиций, так хорошо танцевали, что я от "контроля"техники отключилась. Ничто не коробило. Не натужно, чисто. Как и должно быть.

А такого 3-го акта мне еще не доводилось видеть. Думаю, ребята очень были вдохновлены этой работой. И создали свою миниатюру - шедевр. Меня растеребило до слез. Я бы эту трактовку последней сцены 3го акта показывала, как один из эталонных вариантов. Они авторски расставили акценты. И там было такой силы чувство. Поддержки - подкрутки… Круто. Все в этом эпизоде на таком нерве. Сложнейшая хореография. А смотрелось как пронзительная драматическая пьеса, техника безупречно точно сработала на создание истории, как выразительное средство, а не дивертисментный набор акробатических трюков.

Леско Сергея Мануйлова пока смутил. Технически очень хорошо, уверенно, легко, чисто, хорошие балансы, но образ и близко пока не нащупал... Такого непорочного, трепетного, аристократичного, интеллигентного Леско еще не было. Если не знать либретто, и не догадаться о истинной роли этого героя. Не получилось пока. Удивилась, мануйловский Ганс мне кажется большой актерской удачей.
Любовница Леско - Оксана Кардаш. Яркий завораживающий танец. Хотя опять вот ее клакеры прибыли, это разочаровывает и раздражает. Но внимание она на себя враз на сцене забирает. Местами, на мой вкус, грубовато. Но и очевидно успешного присутствия на сцене отрицать не могу.
И конечно надзиратель Пухов, это не надзиратель Кириллов. Сцена в камере жуткая.

ПОСЛЕВКУСИЕ.
Прекрасные два спектакля, интересные и разные. С Мельник и Величко мне больше понравилось первое действие, миниатюрность Таниной Манон с ножками- ножницами и красивейшие адажио Семена - канон стиля МакМиллана.
А «Манон» Эрики и Дениса - спектакль - эмоция, спектакль - чувство. Актерски цельно и пронзительный дуэт.

Хочу поблагодарить театр за этот репертуарный бриллиант в блестящем исполнении.
И выразить недоумение - негодование пустотой зрительного зала.
Я вовсе не специалист в продвижении какого-либо продукта, особенно театрального, но на незнакомые массовой аудитории названия балетов зрителя необходимо завлекать.
Возможность увидеть хореографию МакМиллана на сцене российского театра - ценность и удача для балетомана. Но и лучший способ завербовать неофита. Слышала впечатления вчерашних случайные визитеров: бурный восторг, удивление «тааакими!!! страстями» и желание увидеть «еще какой-нибудь балет».

Жаль, что наиболее интересные спектакли репертуара МАМТ проходят более чем без аншлага. А артисты, демонстрирующие такой высокий исполнительский уровень, лишены должной зрительской оценки и поддержки. И такие работы остаются практически незамеченными.

А еще… Вот бы Стасику в штат английских репетиторов:)))

Семен Величко, Анастасия Лименько, Сергей Мануйлов, балет, Манон, Татьяна Мельник, МАМТ, Антон Домашев, Денис Дмитриев, Эрика Микиртичева, Станислав Бухарев, Михаил Пухов, Ксения Швецова, Алексей Любимов

Previous post Next post
Up