По дороге в Омерику. И немного про Маску.

Apr 26, 2015 15:13



image Click to view



Лету осталось еще часов шесть, а уже нет никакой мочи терпеть. На теле просидни, а так обрадовавший вай фай оказался жутко дорогой штуковиной. Посмотрела несколько фоток в инстаграмме, почитала почту - плакали мои 40 долларов.
Ну и решила скоротать время и поделиться последними балетными впечатлениями.
Апрель выдался не то что насыщенным, а превратился в убойный балетный марафон. Золотая маска. Миланский вояж. Фестиваль «Звезды в Стасике».
Я уже начинала писать о золотомасочных спектаклях, бодро начав с балетов Ханса Ван Манена. Но на этом мой энергетический поток иссяк. С трудом успевала посещать все эти балетные пиршества, не то что делиться впечатлениями о них.
Много времени с тех пор уже утекло, не буду останавливаться на каждом из масочных номинантов очень детально, обозначу лишь общее настроение.
А настроение это - чувство глубокого разочарования. Поняла, окончательно и бесповоротно, что являюсь жутким ретроградом. Что все современные опусы производят на меня удручающее впечатление. Представляются мне скудоумной самодеятельностью, за которую я зачем-то проголосовала рублем и потраченным временем. Нет, были два исключения из этой череды убогой дряни, представленная Мариинкой «Инфра» Мак Грегора и «Век танца. Стравинский Баланчин» в исполнении Пермского театра оперы и балета. Но отнести эти два произведения к новинкам было бы бессовестно, да и виртуозное исполнение их сильнейшими академическими труппами было предсказуемо. Одного из номинантов Большого тоже в расчет не беру. «Дама с камелиями» Ноймайера хотя и бесподобный, но раритет. Единственная действительно достойная Премьера - «Укрощение строптивой» Майо, которая, спасибо золотомасочному жюри, снискала все-таки свою награду.
Между этими балетами прошлого и новоявленными «шедеврами» разверзлась катастрофически глубокая пропасть. Все это, разумеется, ИМХО, а как еще может быть на моей личной страничке.
Из всего фестивального перечня был пропущен один лишь спектакль, «Цветоделика», казавшийся мне наиболее лакомым куском, но принесенный в жертву другому, самому важному балетному событию, исторической «Жизели» в Милане.
Первым новодельным опусом, который я отправилась смотреть на сцене МТЮЗа, стал часовой спектакль хореографа Пола Френака «In Time 2» в исполнении труппы из Екатеринурга. До сих пор для меня остается загадкой, что в этом творении привлекло внимание золотомасочного экспертного совета. Я бы переименовала эту вещь в «Интим не предлагать», это было бы более честно, и позволило бы мне и множеству других людей сэкономить деньги и массу времени, потраченного на путь сквозь пробки к храму приболевшей Мельпомены. Рассказ о терзаниях одинокой души языком дешевого стрипклуба (хотя может и дорогого, не эксперт) в декорациях уродских грубо покрашенных черных задников и замызганного красного дивана, на котором и разворачивалось все действо, точнее оргия, оставил чувство глубокого недоумения.
Неодетые бледнокожие танцовщики под громкую фонограмму из разношерстного попурри методично обозначали свою неприкаянность во время всех известных вариантов соитий. У меня один вопрос. Когда люди создают спектакль и привозят его на главный театральный фестиваль страны, они вообще задумываются о том, кому они его адресуют? Почему эти товарищи считают, что в зале могли найтись представители их целевой аудитории? Как в моей душе мог возникнуть резонанс со страданиями обдолбанной шалавы, наркомана или иных категорий маргиналов.
Но, будучи упертой солисткой ансамбля «Неунывающие децебелы», после первого неудачного эксперимента я не насторожилась. И отправилась в ЦИМ, очередной раз галопом и в нервной спешке, после работы, через весь город смотреть работу Александринки авторства Анны Абалихиной «Экспонат. Пробуждение».
Ну что же. Если без ненормативной лексики, то…
Сначала нас помариновали в холле, а потом быстро загрузили в зал, где по периметру располагались ряды зрительских кресел, а в центре находился квадратный то ли бассейн, то ли подиум, сверху присыпанный чем-то вроде мокрого снега. Что действительно могла бы отметить, это красивые световые решения. Что-то менялось, переливалось и выглядело многообещающе. Но губу я все-таки раскатала преждевременно.
Музыки не было, лишь какие-то потусторонние звуки. На подиуме, бассейне, или что это было, лежал какой-то комок, замотанный в пищевую пленку с наклейкой «БИО». Когда зрители расселись, этот объект начал шевелиться, а потом раздирать пленку. Внутри оказалась девица в латексных трусах, лифе и купальной шапочке цвета кожи. Шапочка была непростая, с хвостиком каким-то стыдливым, должна была, видимо, служить отсылом к каким-то земноводным прародителям.
Ну так вот, это Существо - девица стала медленно, ну очень, очень медленно раздирать сковавшую ее пищевую пленку, обозначая прямо сказать не очень сильное желание освободиться. Драла она ее минут десять - пятнадцать. И вызвала же во мне хоть какую-то, да нет, даже сильную реакцию - желание подойти и сорваать наконец эту чертову обертку, чтобы уж хоть как-нибудь продвинуться к сути перформанса. Но как же глубоко я заблуждалась. В этом и была вся суть. Читая описание спектакля, я легкомысленно не акцентировала внимание на главном слове - ИНСТАЛЛЯЦИЯ. А это была она. После того, как Нечто освободилось от гадкого кокона, оно начало елозить по силиконовому снегу. И елозило оставшиеся минут сорок. Иногда оно замирало, выпячивало ягодицы, на которых эффектно возникала, благодаря шедевральной работе художника по свету, шкурка жирафа. Или еще какие-то варианты мутаций. Почти через час мучений, девицы в мокром силиконе и меня в первом ряду, Существо встало на ноги. Это был конец спектакля. Бинго! Тварь эволюционировала и выпустила меня на свежий воздух.
Повторюсь, я являюсь не театральным творцом, а среднестатистическим зрителем. И вероятно в этой работе были скрыты какие-то инновации, представляющие интерес для хореографов, отключение каких-то групп мышц, или художников по свету. Допускаю. Но зачем на этот узкоспециализированный мастер-класс продавать билеты без грифа «Многозначительная хрень для театральных деятелей».
Уже предчувствуя неизбежное, но с все же проблесками надежды, подаренной рекомендацией куратора курса театрального критика, и руководствуясь принципом «За что уплочено - должно быть съедено», я отправилась смотреть работу «Глазами клоуна» Алексея Расторгуева, балет Евгения Панфилова. И вот тут давайте признаюсь честно, я вообще ничего не поняла. Нет, я прочитала описание. Этот балет был поставлен по мотивам одноименного романа, автор которого получил нобелевскую премию. Лейтмотивом был заявлен клубок взаимоотношений творца и его творения, их взаимозависимостей. Тема показалась вечной и интересной. Но вот незадача, я ничего из анонсированного на сцене не разглядела. В декорациях присутствовали черные же грубопокрашенные задники. Да и правда, к чему современному человеку излишняя роскошь и эстетическое удовольствие. И с этим постулатом я уже смирилась. Либретто тоже не было обнародовано. Разумеется, ведь зрительный зал был заполнен исключительно ВЫСОКОДУХОВНЫМИ эрудитами, которые предлагаемые сибирским хореографом-затейником ребусы щелкают как орешки. В зале были все они. И я.
На сцене сначала появилась группа людей, они зажгли какую-то лампаду, висели друг на друге, а потом с трудом уползли в кулисы. Потом появился творец, и это была самая внятная часть. По частям он собрал манекен, который потом оживил. Или сам манекен ожил. Танцовщица Мария Тихонова, которая исполняла роль механической куклы, была самой большой удачей спектакля. Прекрасно воплощенная оригинальная пластика, образ яркий и цельный. На какое-то мгновение показалось, что есть шанс быть вознагражденной, наконец, интересной работой. Не случилось. Эта пластика механической куклы ни во что не превратилась. Драматургически спектакль был решен слабо. По сцене бегали артисты с резинками, появлялись какие-то новые герои, ни их роль и посыл мне уловить не удалось. К стыду своему, даже не помню, чем дело кончилось, перестала понимать происходящее на сцене еще до середины спектакля. Раздражение от вечера было усугублено внеконкурсной работой «Блокада», которая вообще показалась плохо, но высокопарно исполненной спекуляцией на тему Великой отечественной войны. Еще и жутко затянутой.
Фестиваль «Золотая Маска» в области танца у меня завершился. На следующий день отправилась залечивать нанесенные новациями раны в любимый Большой. Смотреть невозможную для ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬЫНХ особей пошлость - «Дон Кихота». Ликование…
А лететь осталось три часа…

image Click to view



Previous post Next post
Up