Путешествие в средневековье.

Feb 15, 2016 13:29




Заимствовать материалы статьи или фотографии разрешено только при ссылке на источник.

[А теперь вперед, в путешествие по средневековью]В монастырь Маульбронн мы приехали в день всех влюбленных, и это не случайно, так как более романтичное и атмосферное место найти сложно. Здесь живет настоящий дух средневековья, ведь постороен он был более 800 лет назад! Но самое впечатляющее даже не это, а то, что что монастырь дошел до нас практически в первозданном виде и был в 1993 году включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всего в Германии 40 объектов, включенных в этот список.

В монастырь ведут такие вот ворота, построенные в 15 веке. Крышу над ними соорудили в 1751 г.




И сразу же попадаешь в средневековый город.




Справа - магазинчик, где можно купить открытки и тематическую литературу. Нужно заметить, что без такого магазинчика в Германии не обходится практически ни один сколь-нибудь посещаемый объект. Слева - музей истории ордена монахов-цистерцианцев, в который мой муж убежал греться, пока я фотографировала территорию музея. Вот так зима прививает любовь к вечным ценностям.

Купить билеты для осмотра монастыря и заказать экскурсию можно в инфоцентре. Раньше здесь была бондарня, где изготавливали деревянные бочки. Для фотоаппарата вам также понадобится билетик стоимостью 3 евро, если вы хотите привезти не только впечатления, но и материальное доказательство вашего пребывания в этом месте.




Там же, этажом выше, есть небольшой музей, где можно почитать об истории создания монастыря и знаменитых людях, имевших к нему отношение. Мы провели в нем минут 20, пока ожидали начала экскурсии. Стандартных экскурсий всего две, в 11.15 и в 15.00. Но и это уже неплохо, так как многие туристические объекты зимой закрывают на реставрацию. Кроме них, есть много специальных, тематических, запись на которые ведется практичеки за год. Например, во время католического Рождества проводится романтическая экскурсия по монастырю при свечах и с глинтвейном. И надо сказать, и то и другое здесь зимой крайне необходимо, так как в монастыре до сих пор нет света и отопления. Для нас это оказалось некоторым сюпризом, и мы были рады уже тому, что выбрали относительно теплый и солнечный день, потому что, выйдя на улицу, мы отогревались (зимой!!!) после монастыря. А также у нас был с собой горячий чай.

Экскурсоводом оказалась француженка, прекрасно говорившая на немецком языке. От неё мы узнали, что странствующие монахи, так и не сумев выбрать место для строительства монастыря, нагрузили церковной утварью мула и решили, что там, где мул остановится и не захочет идти дальше, и есть предопределенное Богом место для основания обители. Мул остановился у источника, и поныне существующего в саду монастыря Маульбронн. Сюжет этой легенды нашел отражение в старинной фреске, написанной на своде часовни над источником, а также в гербе города Маульбронн.

На самом же деле история монастыря началась с Роберта Молемского,который в возрасте 15 лет вступил в бенедиктинский монастырь во Франции, но монастырская жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам. Он тщетно пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя бесплодность своих попыток, удалился в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников. Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни строгое исполнение бенедиктинского устава. От первой обители ордена и пошло название - цистерцианцы. Постепенно на территории Франции, а позднее и Германии стали создаваться дочерние цистерцианские монастыри. Одним из примеров которых и является монастырь в Маульбронне.

Первым делом нас вывели из инфоцентра во дворик, где немного рассказали о предназначении различных построек на территории монастырского комплекса.
На этой фотографии вы видите бывшую королевскую конюшню, которая по иронии судьбы с 1839 года является ратушей. За конюшней расположилось прежнее зернохранилище.




А в этом домике прежде жил пекарь.




Здание справа, построенное в 1550 году, прежде служило приютом многочисленной прислуге, а сегодня в нем располагается ресторан, где мы и отобедали (про него информация ниже). Здание слева было построено еще позже, в 1742 году. Оно использовалось в качестве хозяйственного управления. Сегодня здесь расположились полицейский участок и нотариат. Оба здания - пример фахверковой,иначе говоря, каркасной конструкции. Немецкое слово „Fachwerk“ означает архитектурную конструкцию, состоящую из отдельных перекладин, которые служат несущей основой. Эти перекладины видны снаружи, что придает фахверковым домам очень характерный вид.В стародавние времена промежутки между деталями каркаса заполняли особой массой из соломы, навоза и извести. Позже стали использовать заполнение из глины, кирпича или камня.




И еще красивые средневековые домики.




А это стоящие перед ними забавные фигурки.




Затем мы направились к монастырю. Это место получило название "Paradies" - рай. Почему? Этому есть несколько объяснений. По одной из версий, стены в монастыре расписывались картинами из жизни Адама и Евы. По другой версии, это связано с находящимися здесь захоронениями. Ну а для меня это место было раем, так как сюда еще проникал солнечный свет извне и можно было погреться под его ласкающими лучами.




Здесь на переднем плане можно видеть площадь, где проходит Рождественская ярмарка.




Входим в галерею.




Входим в романскую церковь. Она трехнефная и разделена посередине леттнером (перегородкой, отделяющей клирос от остальной части церкви). Одна часть отводилась для монахов, вторая для членов ордена цистерцианцев, не являющихся духовными лицами, их называли "Laienbrüder". Они не имели права читать и изучать латынь и правила церковной жизни (например, пост) были для них слегка послаблены. Они занимались в монастыре преимущественно физическим трудом. Особенное внимание привлекает к себе распятие. Кажется, что оно изготовлено из различных материалов, на самом же деле распятие и тело Спасителя изготовлены целиком из песчаника, а затем мастерски раскрашены. При этом крест установлен так, что в самые длинные дни в году около 10.00 утра лучи солнца падают прямо на терновый венок Христа. Сегодня богослужения в церкви проходят только летом, так как в монастыре нет отопления.




Хорные кресла в монастыре Маульбронн были изготовлены в 15 веке для монашеского хора. Они могут предложить место 92 монахам. По традиции цистерцианцев, между креслами находятся боковые стенки, которые препятствовали контактам между монахами во время многочасовых богослужений. А начинались богослужения уже в час ночи (зимой около 2.30), всего 7 раз в день.




А это кресло у алтаря предназначалось аббату и двум дьяконам.




В 1613 г. Якоб Гансер изготовил для церкви орган. Однако с 1800 по 1820 года богослужения в церкви не проводились. Доступ к помещению получили сторонние люди, от чего орган сильно пострадал. Впоследствии многократно изготавливались новые инструменты с разным количеством регистров. Современный орган с 35 регистрами церковь получила в 2013 году. Его изготовил Герхард Гренцинг из Барселоны.




На месте прежнего алтаря церкви сегодня стоят пережившие крестьянские воины алтарные фигуры.




Они неплохо сохранились, только носы отсутствуют практически у всех.




У алтаря стоит великолепная статуя мадонны, изготовленная между 1307 и 1317 годами в Кёльне из древесины грецкого ореха. Как она попала в Маульбронн, до сих пор остаётся загадкой.




Из церкви отправляемся в "немонашескую" трапезную, "Laienrefektorium". Приземистый, тяжелый архитектурный стиль должен был подчеркивать их низкий социальный статус. Монахи пользовались отдельной трапезной. Однако строгий монастырский уклад запрещал и тем, и другим употреблять в пищу мясо, яйца, масло, белый хлеб, а также какие-либо приправы, кроме соли. Т.е. ели хоть и отдельно, но ту же пищу. Летом трудиться физически приходилось больше, поэтому ели дважды в день. Начиная с 15 сентября и до Пасхи переходили на одноразовое питание. Разговаривать между собой монахам было в принципе запрещено. Поэтому во время еды слушали чтение религиозных текстов. Для этого одному из монахов отводилась специальная ниша. А чтобы он не грустил, глядя как едят другие, его кормили чуть раньше остальных. Сегодня это помещение используется для проведения различных мероприятий и концертов, в центре справа виднеется сцена.




А это единственное помещение, в котором монахам в определенное время дня было разрешено разговаривать, парлаторий, этакая приемная в монастыре.




Сверху над парлаторием находится зал в позднеготическом стиле, который предположительно служил библиотекой или часовней. Сегодня он принадлежит существующей в монастыре и в наши дни школе, поэтому нас туда не пустили, хотя школьников там не было - карнавальные каникулы. Да, да, в Германии есть и такие.

На потолке сохранилась оригинальная средневековая роспись, среди прочего орел и лев, символы на гербах Германии и Баден-Вюртемберга.




Крытая галерея вокруг монастырского двора соединяет важнейшие помещения: зал для собраний, церковь, спальню и трапезную. В южном крыле стояла скамья для вечерних чтений.




В центре можно видеть вот такие огороженные участки. Это, по сути, могилы. Кого - не знаю, раз в монастыре, значит, видимо, кого-то сыгравшего важную роль в здешней монастырской жизни.




На том месте, где мул открыл источник с целебной водой, был построен павильон с фонтаном.
Он был построен в 1350 году и первоначально состоял только из одной чаши. В 1878 году к нему добавились еще две. Вода в фонтан поступала из горных источников на севере монастыря. Фонтан служил для ритуальных омовений монахов перед едой, просто для мытья, а также для пострига. Отличительным признаком цистерцианских монахов была тонзура - остриженное место на макушке у духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов. Прическа предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос».




После реформации указом Кристофа Вюртембергского (1556 г.) монастырь был превращен в евангелическую церковную школу, в которой в разные времена обучались астроном Иоганн Кеплер, поэт Фридрих Гельдерлин и писатель Герман Гессе, а основанная в 1807 г. теологическая семинария Евангелической церкви существует и по сей день. В неё принимаются только дети из Баден-Вюртемберга (по словам экскурсовода), относящиеся к Евангелической церкви, с 9 по 12 класс. Основной упор делается в гимназии на изучение языков (как латыни и греческого, так и английского и французского), теологии, музыки, а также европейских культурных традиций. Все ученики (их в школе всего около 100) живут в интернате школы, приходящих учеников нет. Но два раза в месяц и на каникулах школьники разъезжаются по домам. Фахверковая надстройка над павильоном с фонтаном как раз принадлежит зданию школы.




А теперь самое время выпить горячего чаю, так как день выдался хоть и теплый, но все-таки зимний, февраль, как-никак. Мы отправимся в тот самый ресторанчик, о котором я упоминала в самом начале статьи. Он тоже сохранил дух средневековья.




Вместе с чаем нам принесли маленькие песочные часы. Помещаешь чайную смесь в заварник, переворачиваешь часики и ждешь. Ели хочешь выпить крепкого чаю - следишь, пока пересыпится белый песок, менее крепкий - коричневый, а если ты любитель слабенького чая - тебя сориентируют зеленые часики.




Обстановка тоже очень подходит к дню всех влюбленных. На каждом столике стоят живые цветы, тюльпаны, где они их только отыскали в феврале??




А вот и наш обед - ризотто с морепродуктами и спагетти с креветками.







Так что, приятного аппетита и до следующего путешествия! Пока.

Маульбронн, монастыри, средневековье, Германия

Previous post Next post
Up