Такая история...

Nov 02, 2013 23:58


    В обществе вновь оживился вопрос о единой исторической концепции в сфере школьного образования. В поддержку актуальности и правильности такой постановки вопроса приведу два примера, хотя и имеющих несколько косвенное отношение к теме.


  Первый пример - из школьной жизни моего сына. До 8 класса русский язык и литературу у него вела очаровательная, толковая молодая женщина Наташа (она же классный руководитель). И тут случился у нее декретный отпуск. Учебный год уже был в разгаре, часы распределены, поэтому замену ей искали аврально, где придется. Пошла чехарда словесников, каждый «со своей программой». Это было время нищеты и падения престижа учительской профессии, избытка кадров не наблюдалось; те, у кого со «своей программой» все было «в адеквате», уже были разобраны по школам и классам. Надо сказать, что мой отпрыск - выраженный математик, читать и писать научился с трудом, грамотность после начальной школы была близка к нулевой. Но благодаря толковости и систематичности Наташиного преподавания дело пошло на лад. А с замещающими её учителями дело приняло обратный ход, причем у всего класса. Окончательным ударом по хрупкой системе детских знаний нанес некий совсем уж креативный лингвист, как позже выяснилось, уволенный из какого-то важного ведомства за дружбу с алкоголем. На уроках русского языка он вроде бы начинал с очередного правила по теме урока, но тут же впадал в тоску от необходимости подтверждать примерами очевидное для него самого, поэтому дальше приводил интересные исключения и казусы, опровергающие это правило. В детских головах все смешалось окончательно, и дети «забили» на всю эту мешанину целиком.

Второй пример. Как маленькие дети слушают сказки и истории или читают свои первые книжки? Они проделывают это много раз с одной и той же книжкой, буквально до дыр зачитывают или просматривают картинки. И попробуйте, рассказывая в двадцать восьмой раз один и тот же текст, изменить хотя бы несколько слов и даже интонации - вас или поправят, или слушать перестанут. Сказка про «кота в сапогах» может померкнуть навсегда, если подсунуть ребенку книжку с другими картинками и другим языком изложения, причем, пропадет интерес к сказке и в первоначальном изложении. Тут вот в чем дело: если возможны разночтения, то какое из прочтений истинное? Ложью может быть любое. Так и с историей. Если у зрелого ума разночтения и разнотолкования исторических событий и документов могут пробудить интерес к исследованию темы, то у ребенка - просто отобьют интерес к теме в целом.

Такое длинное предисловие в двух частях я написала еще летом под впечатлением от экскурсии в один из исторических центров Крыма - Бахчисарай. Три части экскурсии: дорогу от Алушты до Бахчисарая, поход в скальный город Чуфут-Кале и обзор ханского дворца - сопровождали три разных экскурсовода. Уж поведали - так поведали! Как-нибудь разживусь свободным временем - расскажу.

история, школа, дети

Previous post Next post
Up