Маёвки в Крыму (не политическое!)

May 01, 2012 00:13


       Едва запахнет в воздухе весной, как думы об отпуске становятся все навязчивее. Все чаще всплывает в голове и греет душу это чудесное, сочное, как свежая морковка, сладкое, как сахарная голова, хрупкое, как горный хрусталь слово -  Крым!    
     Традиция пасхального выезда в Крым российского «бомонда» сложилась с тех пор, как  южный берег Крыма (ЮБК) облюбовала для летнего пребывания императорская фамилия. Такие «понты», завет Куршавелю. Наезжали  высочества и сиятельства, превосходительства и благородия, а также без чинов и титулов все, кому было по карману. Ездили, в общем-то, за тем же, зачем и сейчас: себя показать, людей посмотреть, надышаться горной и морской свежестью, налюбоваться  великолепными видами расцветающего края,  и потом в светской тусовке обронить невзначай: «А вот на Пасху в Ялте…».



Мы с мужем много лет назад стали совершать  майские выезды в Крым, еще не зная про такие обстоятельства и слыхом не слыхав про Куршавель, но  оценили их сразу и навсегда: там дышишь, забыв, что у тебя вообще имеется дыхательный аппарат. Этот воздух можно пить, есть, кусать, он заменяет сон и еду. Там небо до самого горизонта всегда правильного цвета, без московских неживописных оттенков серого, желтого, зеленого, сиреневого  и пр. Все остальные прелести первого после долгой трудовой зимы отдыха идут вторым планом.
      На этот раз меня не взяли. Вернее, сама не поехала, так обстоятельства сложились. Но  вот написала пару лет назад про одну  такую поездку, но не опубликовала,  почему бы теперь не выложить свои записки, ведь эти путешествия не сильно отличаются. Если доберусь до конца, сообщу, как обстоят дела в Крыму сейчас.

Едем!

Покидаем Москву ранним утром 28 апреля. Впереди  - солнце, воздух и волны Черного моря, тепло, загар, свежесть  майской листвы  и травы, цветущий, зовущий и радостный Крым. Позади - едва оттаявшая, пыльная, мрачная, заполошная  столица с чуть проклюнувшимися намеками на весну и грядущее лето. Это - по классическому сценарию. Но все смешалось в доме погоды! В Москве накануне было 24 градуса, ясно и приветливо, столица прибралась и приумылась к наступающим праздникам. В Крыму же три последних Первомая с погодой не задались. Весенние туманы и облака, щедро рождаемые горами и морем при прогревании их жарким весенним солнцем, приходились обычно на март - начало апреля, а теперь все чаще захватывают начало мая. И не раз уже случалось при 12-14 градусах с надеждой выискивать просветы в небе, когда по телевизору показывают солнечную и жаркую Москву. Но даже если в Крыму наступит ледниковый период, будем приезжать сюда надышаться,  нагуляться,  наглядеться и налениться до отвала (только шубы и валенки прихватим). Итак, едем. 
     А лежит наш путь далек, едем прямо… на юг, и солнце светит, конечно же, в левый глаз. До самого моста через Оку организм продолжает напряженно ощущать невидимые щупальца мегаполиса, и только взлетев на высокий противоположный берег, словно получаешь отмашку: свобода!  Вот он, пресловутый 101-й километр! Трасса Москва-Симферополь уже езжена-переезжена, привычно ругаем выколоченные участки и другие, глупо «отремонтированные» заливкой поперечных трещин асфальтово-гудронной смесью: получается отличная стиральная доска. Радуемся - не нарадуемся обновленным покрытиям и достроенным, наконец, объездным участкам вокруг Тулы и Обояни. Не перестаю за много лет наслаждаться географическими названиями: реки Пра,  Упа, Гостомля, Оптуха, Усожа, Свапа,  Курица, населенные пункты Первый Воин, Снецкая Лука, Любаж, Кромы, Тросна, Соломыкинские дворы, т.д. Ну с Курицей еще есть варианты, а откуда Фатеж  или Мценск? Веет такой древней Русью, что дух захватывает! 
      Между тем теплеет, солнце во все небо, скинуты уже не только куртки, но и остальные слои одежды до последних футболок и джинсов. И пейзаж все зеленее. Граница с Украиной - ровно на половине нашего пути. Подъезжаем к ней около 17 часов. Еще одна причудливая шутка географии: местечко со стороны России выразительно называется Нехотеевка, а со стороны Украины еще более впечатляюще - Гоптевка (Гоптiвка). Эта парочка так точно выражает настроение граждан обеих держав во время часового (в удачном случае) пребывания  на территориях двух пунктов, что и добавить нечего. Переезд границы состоялся, ругаем в последний раз объездную дорогу вокруг Харькова, пожимаем плечами на несуразную скульптурную композицию «Голодомор», и наши трудяги - «ласточка» с водителем напоследок получают подарок в виде почти 200 км роскошной новехонькой, почти пустой автомагистрали до Днепропетровска. Здесь нас ждут друзья, ужин, ночлег, на сегодня езда окончена. В Днепропетровске - под 30 градусов, может, и с Крымом повезет?
        Наши друзья живут в центре города в доме на набережной. Написала - и прямо холодок по спине. Нет, набережная  - на Днепре, а дом - обычная жилая сталинская пятиэтажка с просторными лестничными пролетами,  широкими коридорами и высокими потолками.  Завтрак с видом на Днепр  и набережную с цветущими каштанами,  резвящимися  на утреннем выгуле собаками,  уже спешащими на работу трудоголиками и бегающими от инфаркта и целлюлита  трудофобами, в который раз заряжает чудесным настроением на предстоящий день. Огромная гладь воды сегодня действительно - абсолютная гладь, город на противоположном далеком берегу идеально удвоен. Ясно, тепло. 
     До Алушты осталось всего 500 км. К Мелитополю воздух прогревается  до 25 градусов, и содержимое чемоданов в багажнике (купальники, шорты, маечки) радует своим уместным подбором. Однако… . Один мой начальник говорил, что поздравительный адрес практически совпадает с характеристикой на отчетно-выборном партсобрании до слова «однако». Так вот, вид горизонта в направлении нашего движения начинает вызывать некие подозрения и сомнения в этой уместности. Въезжаем в Крым уже под сплошной облачностью, в Джанкое льет, как из ведра, в Симферополе - 14. Последняя надежда - по ту сторону гор, которые часто отсекают от моря равнинные холод  и пасмурность. Не отсекли, более того, выясняется, что они-то их и родили. С того поворота дороги, где открывается первый вид моря и Алушты и моя  дочь обычно восклицает: «Дом, родной дом!», не видно ни моря, ни неба, ни дома - одно сплошное облако, заполнившее котловину, и 12 градусов. Нет, на салют и брызги шампанского никто и не претендовал, но что уж так-то?!

отпускное, дорога в Крым, Крым

Previous post Next post
Up