Напрасно говорят, что от телевизора один вред. Польза тоже бывает: дырку на обоях загораживает фильму вот показали, которая «Нику» получила, а то когда бы я еще добралась до нее на широком экране! Это я про фильм А. Смирнова «Жила-была одна баба». Смотрела, не отрываясь, захватывающее зрелище, что и говорить. Уже и «Нику» вручили, и страсти поутихли по актрисе, обсобчаченной оппозиционеркой, сколько времени прошло, а сидит внутри, как заноза. Если не выскажусь, так и будет свербить.
Талант А.Смирнова, актера и режиссёра, несомненен, признан и оценён по достоинству, что об этом всуе говорить. И для людей образованных, начитанных и насмотренных, такое видение российской истории автором - пища для размышлений, сопоставлений, анализа, новых знаний о русском этносе, наконец. Но ведь мощно анонсированное кино посмотрят и члены общества молодые, не искушённые интересом и любовью к российской истории, мало читающие не только историческую документалистику, но и русскую классику. Конечно, некоторые пытливые умы потянутся изучить что-то ещё по теме (как, например, интерес к Ф.М. Достоевскому пробудился после выхода телефильма «Идиот» с Е. Мироновым), но основная масса поверит: так, и никак иначе, оно и было на самом деле, очень уж натуралистично показано. Как сказал «прикольный» медэксперт в сериале «Тайны следствия»: «Ой, кровищи-то, кровищи! Убили, что ли, кого?»
Итак, что же они увидят? Тамбовская деревня в дореволюционной России - благодатный, зажиточный край, тучные черноземы. А почему богато живут, мужики? Да потому, что поголовно равнь, пьянь, драчуны, насильники, недоумки. А бабы их - дуры полоротые, «подстилки», жадные до денег, к близким своим и детям безразличные. А поп (В. Шиловский) у них похож на кота Базилио и вкрадчивостью разговоров, и наружностью, особенно в черных очочках, усов только не хватает. И вот эта «святая Русь» - и есть «светлый град Китеж», который не хочет явиться назад из-за разгула Антихриста? Мне представляется, что потоп, который всё смывает в конце фильма, скорее можно тут ассоциировать с божьей карой, постигшей Содом и Гоморру.
Наибольший интерес представляет, конечно, образ главной героини Варвары (Д.Екамасова). И вот тут у меня вопрос из названия поста: «одна баба» - это, по мнению автора, одна их многих таких же или одна такая непутевая? В пользу первого варианта - образы ее родственниц (видимо, свекрови и второй невестки) в исполнении Е.Германовой и А.Стекловой. Битые и насилованные мужиками своей семьи и не только, они и молодухе не прочь передать жизненный опыт. А других-то женских образов, внятно представленных, и нет.
Ещё углядев в программе передач анонс фильма, я настойчиво порекомендовала дочери его посмотреть. Наутро поделились впечатлениями. Дочь сказала: «Я только отрывками посмотрела. Как ни включу, там кого-нибудь насилуют». «Гм.» - сказала я, - «Пожалуй, ты ничего и не пропустила.» Вот такая история. И.А.Бунин, которого в свое время так талантливо сыграл А.Смирнов, и который тоже достаточно натуралистично и не слишком доброжелательно описал российское общество того времени, назвал 1917-21 годы «окаянными днями». Время - но не людей. А.Смирнов пошел дальше, у него весь русский народ - окаянный, видимо, на все времена! И весь тут сказ.
Какое странное (или не странное?) совпадение: «Ника» вручена двум актрисам за исполнение ролей русских женщин, как бы это помягче выразиться, сомнительного качества. Про фильм А.Звягинцева «Елена» я уже писала. И теперь снова изнутри просится вопль: «Нет! Мы, наши дочери, матери, бабушки, прабабушки - не такие!!».
Русские православные женщины себя соблюдали, а русские православные мужчины их уважали и ценили, прежде всего, за бесконечный тяжелый труд, любовь и заботу о детях, семье, доме. Потаскушек презирали и наказывали, даже изгоняли, а также презирали и наказывали мужиков и парней не только тех, кто «девок портил», но и «ходоков» по замужним и вдовым бабам, даже по взаимному согласию. Что же говорить про насильников! А уж целыми деревнями?!! В произведениях И.А.Бунина, особенно от первого лица, множество женщин всех сословий, постоянно «готовых» и даже напрашивающихся на интим. Возможно, я ошибаюсь (я очень люблю творчество И.А.Бунина!), но писатель отличался некоторым нарциссизмом. У меня была одна знакомая дама, весьма скромных достоинств, которая постоянно рассказывала, что все мужчины ее хотят. Не у И.А. Бунина ли почерпнул автор фильма такие женские образы?
Почему-то контрастом этому фильму всплыл в памяти другой, снятый в 1983 г. режиссером Б. Савченко по чудесной повести В. Липатова «Ещё до войны». Пусть другой район России, время - спустя 20 лет после событий в фильме «Жила-была одна баба». Но все равно, это русские деревенские люди с православной традицией, а 20 лет - не «моисеево» время. Как из ТОГО («Жила-была одна баба») могло вылупиться ЭТО («Ещё до войны»)?! Или В.Липатов все наврал? Или всё ТО смыло начисто, а ЭТО неизвестно кто насадил новыми непорочными семенами? В юные годы (60-е прошлого века) я много времени проводила в деревне, где живут потомки уральских казаков. Конечно, при детях многое не говорится, но дети очень наблюдательны и восприимчивы и часто по тону и подтексту понимают больше, чем хотелось бы взрослым. Мир (в смысле миряне) из повести В. Липатова мне оказался совершенно знакомым, когда я ее прочитала. Мир из фильма А. Смирнова не принимаю никак! Русские - не звери!
Кто уже посмотрел и думает теперь, что это и есть вся история того времени, почитайте хоть произведения М. Шолохова, что ли.
Всё. Занозу выдернула.