Про Яна Фабра я читала давно и бегло, в основном какие-то ужасы про чучела животных.
Сюрреалистов с Дали я тоже ждала давно, так давно, что устала ждать, расхотела смотреть и вообще, забыла, зачем мне сдались какие-то сюрреалисты (по нынешним временам и выставки не надо, глаза открыл -- и вперёд).
Но тут внезапно выяснилось, что Дали до воскресенья, и нужно срочно бежать в Эрмитаж, поэтому мы презрели бесплатный день (толпы же!), прикрылись кучей детей и вломились туда без очереди.
Ну, что. Фабр кладёт сюрреалистов на обе лопатки. Я отправила Яну бродить с Соней и Гришей по безопасным (хаха) залам, а сама решила полюбоваться Дали, но пока я искала (снова) третий этаж (не спрашивайте, я в Эрмитаже всякий раз теряюсь, что с картой, что без), пришлось пройти весь второй вдоль и поперёк. И, конечно, отовсюду напрыгивал Фабр.
Я не была готова к тому, что он именно что везде.
То есть это выставка, но не локальная, а такая, исподтишка. Идёшь себе, расслабленный Рембрандтом, к примеру, а тебе -- фигакс -- чучело зайца на стене. Или приходишь в рыцарский зал, а там вдруг доспехов поприбавилось, а те, что фальшивые, -- те с рогом, как у носорога, и Фабр, ишь ты. Искусство. Или бродишь где-то среди полотен, поднимаешь глаза, а на стене обычная рама, как десятки других, но в ней -- просто квадрат цвета индиго, и надо хитро менять угол зрения, чтобы разглядеть, что там появляется или исчезает. Или вот, задумаешься о чём-то своём, высоком, а тут -- мужик стоит, лбом картину подпирает, а у ног всё кровищей залито. И несколько секунд уходит на то, чтобы понять, что это не посетителю стало невыносимо хорошо от искусства, а это оно и есть, искусство.
В общем, небезопасненько.
В этом смысле на третьем этаже тишина и благодать.
Пусто, тихо, и только немножечко сюрреализма.
Я туда, правда, уже изнемогая от хохота доползла, поэтому меня почти не проняло.
Но всё равно рада, что сходила.
Вот Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за минуту до пробуждения.
Пусть вам тоже станет хорошо.
А потом Соня увела нас в Азию (было особенно хорошо, когда мы на минутку и там потеряли ориентацию и подошли за помощью к музейной тётеньке, а она так пафосно нас смерила взглядом: ВЫ В КИТАЕ!). Я там ни разу не была. У меня в Эрмитаже обычно мало времени и сил, а тут такие фантастические нэцке, всякие предметы быта, маски, кимоно и картинки. В общем, спасибо, было здорово.
(Надеюсь, вас не сильно бесят мои дилетантские заметки. Я же в сущности ничего не понимаю в современном искусстве, пойду, что ли, подробности почитаю)