Ладно.
Я снова прочитала "Тёмную башню".
Я читаю её приблизительно с 99го года; закончена она была, кажется, в 2004м, и с тех пор я делаю ЭТО примерно раз в два-три года. Заново. Сначала и до конца. Не спрашивайте, зачем.
И всякий раз у меня дежа вю (тут могут очень смеяться те, кто тоже её читал и дочитал до конца). Мне хочется написать много вопросов и претензий; у меня всё внутри бурлит, но я откладываю "на потом". И забываю. И потом только ветер доносит запах роз ... ;) И потом снова проходит года три. И всё повторяется.
Наверное, я очень стесняюсь и боюсь показаться глупой со своими вопросами. Но надо взять себя в руки, да?
* * *
Не буду тянуть, попробую прямо сейчас, сегодня, пока я стою на самой вершине Башни, и меня не вытолкнуло обратно в пустыню.
Сначала вопрос.
Он, мне кажется, на поверхности, дорогие мои, и (зажмуриваясь) я не буду бояться сморозить глупость, потому что, по-хорошему, надо было сморозить её лет ... когда там, в 2004м году, да? Когда я первый раз дочитала до конца.
(И у меня есть страшное подозрение. Что я сейчас напишу всё это с азартом, а потом вы придёте и скажете, Небель, ты же уже писала, и мы уже про это говорили, смотри ... натурально, боюсь.)
Нам в конце открывается, что Роланд уже далеко не в первый раз приходит к Башне и поднимается на вершину ... а потом следует такое:
"Сколь много раз он поднимался по этим вот ступеням, после чего его спускали вниз, разворачивали, отправляли назад? Не в самое начало (там еще можно было что-то изменить и снять временное проклятье), но в тот самый момент в пустыне Мохайн, когда он наконец-то осознавал, что бездумный, не подлежащий сомнениям поход может завершиться успешно?"
Не в самое начало -- там ещё можно было что-то изменить.
И ещё нам намекают, что рог, рог Эльда, который Роланд не поднял на Иерихонском холме, сыграл роковую роль -- он и есть тот самый сигул, без которого поход к Башне не имеет смысла, и без которого Роланд не может зайти в комнату на вершине.
Верно?
И потом его снова (очередной раз в череде многих) возвращают в пустыню. И там:
"Он перебросил мешок со снаряжением с одного плеча на другой, коснулся рога, который висел на правом бедре. Древнего рога, в который когда-то трубил Артур Эльдский, так, во всяком случае, говорила история. Роланд отдал его Катберту на Иерихонском холме, а когда Катберт пал, Роланд задержался ровно на столько, чтобы поднять рог и выдуть из него пыль смерти."
Но как, Холмс?
Почему нам сначала говорят, что его всегда, всегда возвращает к тому моменту, в котором уже ничего нельзя изменить, а потом у нас на глазах возвращают, но с рогом? Почему это всё-таки -- вопреки авторской же воле! -- изменилось?! Почему?
То есть эдакое "вы тут прочитали семь томов про то, как Роланд шёл, гробил толпы людей, в том числе свою семью, ради Башни, а потом, дорогой читатель, ты узнаешь, что всё это было зря, потому что повторялось уже целую вечность. Но чтобы ты совсем не озверел, дорогой читатель, давай я (DEUS EX MACHINA) дам тебе надежду, что в следующий раз (в следующий!) всё имеет шансы обернуться несколько иначе."
Это как-то немножечко лишено смысла. Или я не понимаю?
(в этот момент я мучительно краснею, потому что признаваться в том, что одиннадцать лет перечитываешь книгу, которую беззаветно любишь, но нифига не понимаешь, стыдно)
* * *
Это был вопрос, а теперь минутка ворчания. Но простите заранее, потому что я буду занудно и по-христиански морализаторствовать, а кто-то этого не любит. Можете, как говорит сэй наш Кинг, дальше не читать. ))
Но, Салюта, сестра моя возлюбленная, на тебя я надеюсь более всего на свете. Приезжай скорее и поговори со мной ПРО ТЁМНУЮ БАШНЮ, или давай хотя бы поговорим здесь!
Я не понимаю, зачем Роланд в принципе туда шёл.
(всё, на этом месте мне можно провалиться от стыда окончательно, а вам сделать ВОТ ТАКИЕ глаза)
Да, у меня в жизни всё очень сильно акцентировано на нравственности и истинных ценностях, и я этого совсем не скрываю. И очень хорошо понимаю про долг и честь. В этом смысле Гилеад, род Артура Эльдского, стрелки -- всё это во мне отзывается таким звоном струны, такой песней Розы, таким бешеным резонансом, что ой. Это, открою вам секрет, немножечко и часть моей личной истории. Нет, я не претендую на родство, по крайней мере, вслух (и позвольте мне здесь остановиться, а то меня сейчас понесёт). Но я очень, очень, очень понимаю, кто такие -- стрелки. Всей душой понимаю.
Я очень понимаю такие цели как "сделать мир лучше", допустим. Сохранить Лучи. Уберечь Башню от падения. Спасти сдвинувшийся мир. В этом смысле Кинг действительно "слышит правильные голоса и поёт правильные песни", ты говоришь правильно, я говорю спасибо тебе.
Об этом, о сдвинувшемся мире, кто только ни писал. "Мерзейшая мощь" Льюиса, вон, слово в слово. Тоже ка-тет, тоже стрелки, тоже спасают мир. Про "Властелин Колец" я даже говорить не буду, ладно?
Но цель, цель Роланда (и об этом нам недвусмысленно говорят не один раз, об этом с грустью иногда думают его друзья) -- не спасение Лучей и Башни, а дойти до башни и произнести там имена всех своих. И подняться на вершину.
При этом Роланд периодически размышляет о том, что же (или Кто же) там, на вершине Башни. Не Ган (Бог) ли? И, допуская это, он всё равно ставит целью именно это -- дойти и увидеть своими глазами.
О том, что с Лучами что-то не так; о том, что "мир сдвинулся" они говорят практически с самого начала, при этом с самого же начала упорно идут к Башне. Не устраивают совета на тему того, что можно бы сделать такого, чтобы спасти Лучи и мир; куда бы податься, где бы найти разрушителей, нет. Если я всё правильно помню, они идут и идут по тропе Луча в расчёте на то, что ка их приведёт, куда следует, но цель -- сама Башня. Когда им попадается на пути Калья, они, да, разумеется, соглашаются помочь обратившимся к ним за помощью. Заодно и несколько порушить планы Алого короля и его приспешников. Когда ка выводит их к Алгул Сьенто, они ужасаются происходящему там и, конечно же, спасают Луч и разгоняют разрушителей. Но всё это выглядит как "стрелки на пути к Тёмной башне", а не "стрелки стремятся спасти мир", извините.
Правда, извините.
Я столько раз перечитывала, и всякий раз меня это немножко гложет, и мне хочется понять, одну ли меня, ну, или я просто чего-то не вижу. В упор.
Но уж после спасения Лучей всё становится совсем прозрачно. Когда Роланд с Сюзанной приходят к бывшему замку Алого короля и разговаривают там с Рэндо. Там-то прямым текстом звучит: отступись, Роланд, зачем тебе теперь Башня?! Лучи восстанавливаются, мир имеет шансы вернуться на место, жизнь имеет шансы наладиться, а Алый король безумен и в плену. Роланд, зачем теперь идти туда?
Кинг его таким создал, да? То есть это не баг, точнее, это изначальный баг, прошитый баг, видный всем читателям (а не только мне) баг, да? Именно об этом и речь -- о стрелке, который идёт к Башне вопреки всему и жертвуя вообще всем ради ... чего?
Или это именно я не понимаю, ради чего?
Это, наверное, мой ключевой вопрос, и я хочу услышать, что вы об этом думаете. ))
Меня царапает то, сколько людей полегло, пока Роланд упёрто топает к Башне, а утешает только то, что большинство полегло, спасая мир. Джейк (по крайней мере, в последний раз) умер, спасая Кинга. Эдди умер, спасая Луч.
Только Ыш умер, спасая Роланда, который уже просто (простите) шёл к Башне. И Сюзанна ушла, потому что не могла остаться с Роландом там, на последнем отрезке пути. Но с Сюзанной вообще всё вышло настолько нелепо, что я злюсь (об этом отдельно позже). Вот именно эти две смерти меня царапают и злят.
Но Роланд не мог не идти, да? Не мог просто остановиться, заняться зачисткой Мира от всякой нечисти, уж работы бы хватило. Вряд ли Алгул Сьенто был единственным местом, где правили бал всякие твари.
* * *
И ещё про Сюзанну. Эдди и Джейк умерли. Точка. В том мире, в котором (и это подчёркивалось) "время течёт только в одну сторону".
А всякие "такуро спирит" и "нозз-а-ла" всегда были признаками вторичных миров, не ключевых.
Тогда что получается? Сюзанна умерла и попала в рай, где встретила своих близких? Этот вариант трактовки меня вполне устроит, но меня не оставляет какое-то неприятное ощущение обмана. Какого-то псевдо-мира, замены настоящему. Знаете, это очень напоминает мне то, как Розу Тайлер запихнули в другую Вселенную, вручив ей клон Доктора. Вот как-то так.
(я в курсе, что всё это звучит ужасно наивно или ужасно пафосно или и то, и другое вместе, но ничего не могу с собой поделать)
* * *
Но он не мог не идти, да?
Отправлю пост, пока не передумала, пока не застеснялась и пока всё не забыла снова.