Святость родителей - это лучшее воспитание в Господе
Будем видеть Бога в лицах детей и давать детям любовь Божию. Пусть дети тоже научатся молиться. Чтобы молились дети, нужно, чтобы в них текла кровь молящихся родителей. Здесь некоторые ошибаются и говорят: «Раз родители молятся, благочестивы, читают Священное Писание и своих детей вырастили в учении и наставлении Господнем (Еф. 6,4), следовательно, и дети вырастут хорошими»; И вот, пожалуйста, мы видим, как из-за давления родителей мы имеем противоположный результат.
Родителям недостаточно быть просто благочестивыми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиозным принципам. Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить с вами в церковь. Можно говорить так: «Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже». Дайте Богу возможность говорить с их душами. Причиной того, что дети некоторых благочестивых родителей, повзрослев, становятся непослушными, оставляют Церковь и все доброе и бегут в другое место, является давление, которое на них оказывают «хорошие» родители. Якобы «благочестивые» родители, которые заботились о том, чтобы сделать своих детей «хорошими христианами», задавили их своей человеческой любовью, и все вышло наоборот. Дети, пока малы, находятся под давлением. Но когда им исполняется шестнадцать, семнадцать или восемнадцать лет, то приходят к противоположным результатам. Сопротивляясь, они начинают водить дурные компании и говорить дурные слова.
Но когда они развиваются в свободе, одновременно видя добрый пример взрослых, то нам радостно на них смотреть. В этом - тайна: будучи хорошим и святым, вдохновлять и сиять. Очевидно, что на жизнь детей влияет излучение родителей. Родители настаивают: «Давай-ка поисповедуйся, давай-ка причастись, давай-ка делай то-то...» Ничего не происходит. Но они же видят тебя? Чем ты живешь, то и излучаешь. Сияет ли в тебе Христос? Это влияет и на твоего ребенка. В этом заключается тайна. И если так будет, когда ребенок маленький, то, повзрослев, ему не нужно будет прилагать большого труда. Говоря на эту тему, премудрый Соломон использует такой прекрасный образ, делая ударение на то значение, которое имеет доброе начало, доброе основание. В одном месте он говорит так: Утреневавый к ней (к премудрости) не утрудится: приседящую бо обрящет при вратех своих (Прем. 6, 14). «Утренеющий к ней» - это занимающийся мудростью с юного возраста. Мудрость - это Христос. «Приседящий» означает «находящийся рядом».
Когда родители святы и передают это ребенку, то есть воспитывают его в Господе, тогда ребенок, какие бы дурные влияния ни оказывала на него среда, не затрагивается ими, потому что при его дверях будет находиться Премудрость, Христос. Он не будет утруждаться, чтобы стяжать ее. Кажется, что стать хорошим очень трудно. Но в действительности это очень легко, когда у тебя с юности добрый жизненный опыт. При взрослении тебе не понадобится труд, потому что добро внутри тебя, ты им живешь. Ты не трудишься, ты им живешь, это твое достояние, которое ты, если будешь внимательным, сохранишь на протяжении всей своей жизни.
Молитвой и святостью вы можете помочь детям и в школе
То, что относится к родителям, могут сделать и педагоги. Молитвой и святостью вы можете помочь детям в школе. Их может осенить благодать Божия, и они станут хорошими. Не пытайтесь человеческими усилиями исправить плохое состояние. Хорошего результата не будет. Только молитва приносит плоды. Призывайте Божественную благодать на всех. Пусть благодать входит в их души и изменяет их. Это значит христианин.
Вы - таинственные педагоги, об этом и сами не догадываетесь. Вы передаете свое волнение детям и оказываете на них влияние. Вера изгоняет стресс. Что мы говорим? И весь живот наш Христу Богу предадим. I
На любовь детей отвечайте с рассуждением. Если они полюбят вас, вы сможете привести их ко Христу. Вы станете посредником. Любовь ваша пусть будет истинной. Не любите по-человечески, как делают обычно родители, этим вы им не поможете. Любовь в молитве, любовь во Христе. Такая любовь действительно приносит пользу. Молитесь о каждом ребенке, которого видите, чтобы Бог послал ему Свою благодать и соединил с Собою. Прежде чем войти в класс, особенно в какой-нибудь трудный класс, творите молитву: Господи Иисусе Христе... Входя, обнимайте своим взором всех детей, молитесь, а потом говорите, принося всего себя. Совершая такое приношение во Христе, вы будете ощущать радость. Таким образом, будете освящаться и вы, и дети. Вы будете жить в любви Христовой и в Церкви, потому что в таком труде станете добрыми.
Если есть проблемный ученик, то сначала сделайте общее замечание, говоря:
- Ребята, мы здесь собрались ради урока, ради серьезной работы. Я рядом с вами, чтобы помочь вам. И вы трудитесь, чтобы достичь в жизни успеха. И я, любя вас сильно, тружусь. Поэтому, пожалуйста, успокойтесь, чтобы нам достичь нашей цели.
Не смотрите на того, кто плохо себя ведет. Если он будет продолжать так себя вести, обратитесь к нему самому без гнева, но серьезно и твердо. Постарайтесь завоевать уважение класса, чтобы иметь возможность влиять на их души. Трудные дети не виноваты. Виноваты взрослые.
Не говорите детям много слов о Христе, о Боге, но молитесь Богу о детях. Слова звучат в ушах, а молитва
идет прямо в сердце. Открою вам одну тайну. В первый день, как вы войдете в класс, не проводите урока. Поговорите с ними хорошо, слово за слово. Отнеситесь к детям с любовью. Вначале не говорите ничего ни о Боге, ни о душе. Все это в следующий раз, позже. Но к тому дню, когда вы будете говорить с ними о Боге, приготовьтесь хорошенько и скажите так:
- Есть одна тема, в которой многие сомневаются. Это тема - Бог. Какое у вас мнение?
Потом проводите беседу. На следующий день тема - душа.
- Существует душа?
Потом говорите о зле с точки зрения философии. Скажите им, что в каждом из нас два человека: хороший и плохой. Мы должны развивать нашего хорошего человека. Ему нужно преуспевание, добро и любовь. Мы должны его разбудить, чтобы стать правильными людьми в обществе. Вспомните: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Говорите им не так, а другими словами, как-нибудь так: «Ребята, будьте бодрыми в образовании, будьте бодрыми для добра и любви. Лишь любовь делает все прекрасным и наполняет вашу жизнь смыслом. Наш злой человек хочет лениться, ему все равно. Все это делает жизнь безвкусной, без смысла и красоты».
Но для всего этого необходима подготовка. Любовь требует жертв, часто жертву временем. Первоочередное место отдавайте Божественному образованию, чтобы быть готовыми преподносить детям. Будьте готовы и обо всем говорите с любовью, а более всего - с радостью. Показывайте им всю свою любовь и знайте, что вы хотите и что вы говорите. Но нужно и искусство поведения с детьми. Об этом я слышал нечто чудное. Обратите внимание на это.
Некий учитель, довольный детьми, страдал от безобразий одного ученика и хотел выгнать его из школы. Между тем пришел новый учитель и принял класс. Об этом ученике он уже имел определенные сведения. Новый учитель, узнав, что у ученика страсть к велосипеду, на второй день, войдя в класс, сказал:
- Ребята, меня огорчает одна вещь. Я живу далеко, и у меня болят ноги столько ходить. Хочу использовать велосипед, но не умею на нем ездить. Может ли кто-нибудь из вас научить меня?
Вскакивает тот непослушный ученик.
- Я, - говорит, - научу вас.
- А ты умеешь ездить?
- Да, умею.
И с тех пор они стали самыми лучшими друзьями, так что прежний учитель даже огорчился, когда увидел это. Он почувствовал, что не был достоин, чтобы завоевать уважение ученика.
Часто случается, что в школе учатся дети-сироты. Сиротство - трудная вещь. Лишившийся своих родителей, да еще в нежном возрасте, остается несчастным на всю жизнь. Но если у сироты духовными родителями стали Христос и Богородица, тогда он стал святым. Обращайтесь с сиротами с любовью и глубоким пониманием, но главным образом старайтесь соединить их со Христом и Церковью.
Научите детей просить помощи Божией
Лекарство и великая тайна преуспевания детей - это смирение. Доверие Богу дает абсолютную защищенность. Бог - это все. Никто не может сказать, что он - это все. Это усиливает эгоизм. Бог желает, чтобы мы вели детей к смирению. Ни дети, ни мы ничего не достигнем без смирения. Воодушевлять детей нужно осторожно. Ребенку не нужно говорить: «У тебя получится, ты серьезный, ты молодой, ты мужественный, ты совершенный!..» От таких слов ребенку нет пользы. Но ему можно сказать, чтобы он молился: «Дитя мое, дары, которые у тебя есть, дал тебе Бог. Помолись, чтобы Бог дал тебе силы успешно развить эти дары, чтобы Бог послал тебе Свою благодать». Это совершенно. Во всем дети должны научиться просить помощи Божией.
Похвала причиняет детям зло. Что говорит Слово Божие? Людие мои, блажащие вас льстят вы и стези ног ваших возмущают (Ис. 3, 12). Кто нас хвалит, тот вводит нас в заблуждение и искажает пути нашей жизни. Как премудры слова Божий! Похвала не подготавливает детей к трудностям жизни, дети выходят неприспособленными и в жизни своей терпят неудачи, крах. Мир в наши дни испортился. Маленького ребенка все время хвалят. Не будем ругать, не будем возражать, не будем давить на ребенка. Он привыкает к этому и не может справиться даже с маленькой трудностью. Лишь только кто-нибудь ему возразит, он сокрушается, потому что не имеет крепости.
Первыми за жизненные неудачи детей несут ответственность родители и только потом учителя и преподаватели. Они все время их хвалят. Они говорят им эгоистические слова. Они не приводят их к Духу Божию, отчуждают от Церкви. Когда дети немного подрастут и с этим эгоизмом идут в школу, уходят от религии и начинают ее презирать, теряют уважение к Богу, к родителям, ко всем. Они становятся непослушными, жестокими и черствыми, не почитают ни религию, ни Бога. Мы отправляем в жизнь эгоистов, а не христиан.
Детям нет никакой пользы от постоянных похвал
Детям нет никакой пользы от постоянных похвал. Они становятся эгоистами и тщеславными людьми. Они хотят, чтобы все хвалили их всю жизнь, даже если это будет ложью. К сожалению, сегодня все научились лгать, и тщеславные это принимают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожалению, не все это понимают и поступают как раз наоборот.
Когда ты непрестанно и без рассуждения хвалишь детей, их начинает искушать супостат. Он поднимает у них жернов эгоизма. Привыкнув с малых лет к похвалам со стороны родителей и учителей, они, возможно, будут преуспевать в учебе. Но что пользы? В жизни из них выйдут эгоисты, а не христиане. Эгоисты никогда не смогут стать христианами. Эгоисты хотят, чтобы их все непрестанно хвалили, все их любили, все говорили о них хорошее. А этого не желают ни Бог, ни Церковь, ни Христос.
Наша религия не желает такой педагогики, такого воспитания. Напротив, она желает, чтобы дети с малых лет узнавали истину. Истина Христова делает акцент на том, что если ты хвалишь человека, то делаешь его эгоистом. Эгоист - это запутавшийся человек, ведомый диаволом и злым духом. Таким образом, вырастая в эгоизме, первым делом эгоиста является отрицание Бога. Это ведет к тому, что эгоист становится неприспособлен к обществу.
Ты должен говорить правду, чтобы человек узнал о ней. Иначе ты укрепляешь его в невежестве. Когда скажешь другому человеку правду, он просвещается, становится внимательным, слушает других людей. Так и ребенку, скажи правду, отругай, чтобы он узнал, что то, что он делает, плохо. Что говорит премудрый Соломон? Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13, 25). Я не говорю, чтобы ты бил его палкой. Тогда мы перейдем границы, и получится обратный результат.
Похвалой с детских лет мы ведем своих детей к эгоизму. Ты можешь подшутить над эгоистом, достаточно лишь сказать ему, что он хороший, и тогда ты будешь развивать его «Я» («эго»). И тогда он станет говорить тебе: «А, тот человек, который хвалит меня, он хороший». Это неправильно. Если человек вырастает эгоистом, внутри него возникает путаница. Он страдает и не знает, что ему делать. Причиной душевной неустроенности является эгоизм. Если психиатры исследуют этот предмет, то найдут, что эгоист - больной человек.
Никогда не должно хвалить своих ближних и льстить им, но вести их к смирению и любви Божией. И не будем искать того, чтобы нас любили, говоря похвалы другим. Будем учиться любить и не будем искать того, чтобы любили нас. Будем любить всех и бескорыстно совершать как можно большие жертвы ради всех во Христе братьев, не ожидая от них похвалы и любви. Они сделают для нас то, что скажет им Бог. Если они тоже христиане, то воздадут славу Богу, что мы нашлись и помогли им или что сказали им хорошее слово.
Таким же образом воспитывайте и детей в школе. Это истина. Иначе они становятся неприспособленными. Они не знают, что они делают и куда идут, а причиной этого являемся мы, так поступавшие. Мы не привели их к истине, к смирению, к любви Божией. Мы сделали их эгоистами и вот теперь пожинаем плоды!
Но есть такие дети, которых воспитали смиренные родители, которым с малых лет говорили о Боге и о святом смирении. Такие дети не создают проблем своим близким. Они не гневаются, когда ты указываешь им на их ошибки, но стараются их исправить и молятся, чтобы Бог помог им не стать эгоистами.
Я, как вам сказать, когда приехал на Святую Гору, пришел к святейшим старцам. Они никогда не говорили мне «браво». Они всегда давали мне советы о том, как любить Бога и как всегда быть смиренным; как призывать Бога, чтобы Он укрепил мою душу, чтобы мне крепко полюбить Его. Я и не знал этого «браво», и никогда не искал его. Напротив, я огорчался, когда старцы не бранили меня. Я говорил: «Что же делать? Я не заслужил милости старцев!» Я хотел, чтобы они наказывали меня, ругали, чтобы обращались со мной строго. Если какой-нибудь христианин услышит, что я вам сейчас говорю, то что скажет? Он будет недоумевать и отвергнет это. Но это как раз правильно, это смиренно, это истинно.
И родители никогда не говорили мне «браво». Да я и не желал этого «браво». Поэтому, что бы я ни делал, я делал бескорыстно. Теперь, когда меня хвалят люди, я чувствую себя очень плохо. Как вам сказать? Когда люди говорят мне «браво», я внутренне сопротивляюсь. Мне не повредило то, что я научился смирению. И теперь, почему я не хочу, чтобы меня хвалили? Потому что знаю, что похвала делает человека пустым и изгоняет благодать Божию. А благодать Божия приходит только со святым смирением. Смиренный человек - совершенный человек. Разве это не прекрасно? Разве это не истинно?
Если это скажешь кому-то, то тебе ответят: «Да что ты! Если ребенка не похвалишь, он и учиться не может, и того не может делать, и сего...» Но это случается оттого, что мы сами таковы и такими же делаем и своих детей. То есть мы сами отошли от истины. Эгоизм выгнал человека из рая. Это великое зло. Первые люди, Адам и Ева, были простыми и смиренными, поэтому жили в раю. У них не было эгоизма. Они находились, как говорится на богословском языке, в первозданном невинном состоянии. Когда мы говорим первозданное состояние, то подразумеваем под этим Божественные дары, которые Бог дал изначально, сотворив человека: то есть жизнь, бессмертие, совесть, свободную волю, любовь, смирение и так далее. Потом диаволу с помощью похвалы удалось ввергнуть их в прелесть. Они наполнились эгоизма. Но естественным для человека состоянием, в котором сотворил его Бог, является смирение. В то время как эгоизм - это нечто неестественное, это болезнь, это нечто противоестественное.
Итак, когда мы похвалами развиваем в ребенке это гипертрофированное «Я», когда развиваем его эгоизм, то совершаем для него великое зло. Мы делаем его более склонным к диавольским вещам. Если мы так его воспитываем, то удаляем его от истинных ценностей жизни. Вы не думаете, что это и есть та причина, по которой дети портятся, по которой люди бунтуют? Это эгоизм, который с детства насадили в них родители. Диавол - это великий эгоист, великий денница. То есть внутри нас живет этот денница, мы живем диаволом. Мы не живем смирением. Смирение - Божие, это нечто совершенно необходимое для души человека, нечто для нее органическое. И когда его нет, это все равно что в организме нет сердца. Сердце дает жизнь телу, а смирение дает жизнь душе. Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым.
Вот чего добился диавол. Он сделал землю лабиринтом, в котором мы не можем понять друг друга. Отчего мы страдаем и не понимаем этого? Видите, в какое заблуждение мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина. Все находимся в недоумении: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети уходят, почему ушли из своих домов и слоняются без цели, почему оставили жизнь, почему оставили образование? Почему это происходит?» Диаволу удалось сокрыть самого себя и подтолкнуть людей к тому, чтобы они использовали другие имена. Врачи, психологи часто говорят, когда человек страдает: «А, у тебя невроз! А, у тебя стресс!» - и тому подобное. Они не соглашаются с тем, что диавол развивает и поднимает в человеке эгоизм. Но диавол существует, это дух зла. Если мы скажем, что он не существует, это все равно что отречься от Евангелия, которое говорит и о нем. Это наш враг, наш супостат в жизни, противник Христа, и называется он антихристом. Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от диавола и даровать нам спасение.
Вывод напрашивается следующий: мы должны учить детей жить смиренно и просто и не искать похвалы и «браво». Будем учить их тому, что существует смирение, которое является здоровьем души.
Образ мыслей современного общества причиняет детям зло. У общества другая психология, другая педагогика, которая направлена на детей-атеистов. Такой образ мыслей ведет к произволу. Результат вы видите на детях и молодежи. Сегодня молодежь кричит: «Вы должны нас понять!» Но мы не должны идти к ним. Напротив, будем молиться о них, будем говорить правильные вещи, будем жить правильно, будем проповедовать это, но не будем приспосабливаться к их духу. Не будем портить величие нашей веры. Мы не сможем им помочь, приобретя их образ мыслей. Мы должны быть такими, какие мы есть, и проповедовать истину, свет.
Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них.