Так что, дорогие братья и сестры, каждый год, празднуя праздник в честь новомучеников и исповедников российских, будем задавать себе вопрос: а что сделали мы за год, удалось ли нам хоть что-то сделать, исполняя заветы этих великих святых. Пусть еще не все из них прославлены, но мы знаем, кто еще будет прославлен и кого и как надо слушать. Если мы за год не сделали ничего, то не избежим укора свыше.
Оригинал взят у
kir_a_m в
Доброе утро, друзья, и с праздником! «Должно слушаться больше Бога, нежели человеков»
Проповедь в День памяти новомучеников и исповедников российскихВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры!
Как замечательно то нововведение, которое было сделано в нашей церкви, когда в ХХ веке был назначен праздник в честь новомучеников и исповедников российских. Это произошло еще на Соборе 1917-18 гг., когда пришло известие об убийстве без всякого суда и следствия, вообще без каких бы то ни было оснований Киевского митрополита Владимира (просто красноармеец вывел митрополита и расстрелял во дворе Лавры, ограбил и убежал).
Это нововведение было прекрасно, хотя оно, конечно, не могло быть осуществлено в советское время, - мы хорошо помним с вами, дорогие братья и сестры, что в советское время не было никаких праздников в честь новомучеников и исповедников российских, несмотря на все постановления Собора. И вот этот праздник наконец-то с трудом пробил себе дорогу, - не без искушений, не без проблем, что отразилось даже в текстах тропаря и других песнопений, посвященных новомученикам российским, которые вы сегодня слушали и, надеюсь, слушали внимательно и понимали то, что вы слышите.
Конечно, остается проблема с канонизацией императора, остаются проблемы с исполнением других постановлений того же Собора. И это, может быть, сейчас для нашей церкви - проблема номер один. Подобно тому, как древний ритор заканчивал каждую свою речь словами: «Карфаген должен быть разрушен», так и мы должны были бы заканчивать сейчас каждую свою общественную церковную речь словами: «Должен быть восстановлен в своих правах весь Собор 1917-18 г.г., потому что только на этом основании можно восстанавливать православную жизнь». Только тогда, когда мы научимся мыслить церковно, а не по произволу тех или иных людей, облеченных властью или совсем не облеченных в церкви ею, - только тогда мы сможем дорасти до уровня служения отцов Собора, только тогда можно будет пойти дальше вперед. Сейчас же это возможно лишь в малых частностях.
...
«Должно слушаться больше Бога, нежели человеков», - говорит нам Писание. Как хорошо служить службу новомучеников российских, где на паремиях есть только новозаветные чтения - вы сегодня их слышали. Это уже не наша инициатива, это достижение всей Церкви. Такую службу, с чтением этих трех паремий, должны были бы служить сегодня во всех храмах. Я не знаю, насколько они внятно будут звучать по-церковнославянски, но по-русски звучат они весьма и весьма внушительно. Уже когда слышишь слова о том, что «нет иного имени под небом, которым надлежало бы нам спастись», кроме имени Иисуса Христа, начинаешь думать о многом - уж очень непривычно это для нас. И здесь тоже видны противоречия нашей современной церковной жизни. А когда уже в первой паремии мы доходим до тех слов апостола Петра, которые я только что привел вам - что «нужно слушаться больше Бога, нежели человеков», - тут уж у всех у нас должны были бы мурашки поползти по спине. Потому что и мы сами, и те, кто вокруг нас в церкви, меньше всего готовы это исполнить. Мы так привыкли к церковному политиканству, к тому, что, взявшись за плуг, можно и даже нужно десять, а лучше сто раз, обернуться назад прежде, чем что-то сделать, а лучше и ничего не делать ради Бога, ради Христа - мы так к этому привыкли, мы настолько ничего иного от нашей иерархии не ожидаем, что это даже стало восприниматься нами как единственная норма церковной жизни. Этому учатся уже с первого дня вхождения в церковь. Берут пример - а как же, ведь со старших положено брать пример. Вот уже и миряне политиканствуют направо и налево. Уж ни одного простого, ясного, прямого, открытого слова не услышишь, не прочтешь. А если вдруг услышишь да прочтешь, - тут же последует ярлык: ах, церковные диссиденты (ну, или обновленцы, или еще кто-то - какая разница, все равно диссиденты, все равно толку от них никакого).
Не в первый раз приходится говорить о том, что, канонизировав новомучеников, церковь как бы сняла с себя ответственность за усвоение опыта церковной жизни, накопленного этими святыми новомучениками. И с этим надо бороться, начиная с себя. Мы готовы последовать разным басням человеческим, пересказывая со все большими сказочными подробностями жития этих святых, но мы совсем не готовы понести тот крест, который новомученики взяли на себя, заповедуя и нам делать так же.
...
Хорошо сказал апостол: «Будут времена, когда здравого учения люди принимать не будут». Так что ничего нового мы в наше время не имеем. Что нам удивляться тому, что люди не хотят слушать здравых вещей? Что, мы должны теперь сказать: «Ну, значит, это никому не надо, вот и не будем ничего говорить, и делать, и думать»? Если мы поступим так, то вступим в противоречие с самим Господом, ибо Слово Христово тоже вмещалось в свое время в людей с огромным трудом и далеко, как вы знаете, не во всех членов ветхозаветной церкви. Поэтому многие из них и превратились во «врагов благовествования», как говорит апостол Павел. Как бы нам не стать на подобную стезю. И сейчас в церкви есть множество людей, которые под разными предлогами совсем не хотят слышать ничего здравого.
Так что, дорогие братья и сестры, каждый год, празднуя праздник в честь новомучеников и исповедников российских, будем задавать себе вопрос: а что сделали мы за год, удалось ли нам хоть что-то сделать, исполняя заветы этих великих святых. Пусть еще не все из них прославлены, но мы знаем, кто еще будет прославлен и кого и как надо слушать. Если мы за год не сделали ничего, то не избежим укора свыше.
...
Мы роскошествуем, мы не ценим тех возможностей, которые нам Господь на время дал. Мы готовы их использовать лишь для себя. Но мне не случайно уже приходилось напоминать вам о том, что невозможно забыть слова Писания: «Нищих всегда имеете с собой, а Меня - не всегда». Можно сколько угодно заниматься благотворительностью, детской работой, педагогикой - и это будет еще только периферией церковной жизни. Можно украшать храмы, шить облачения, изучать науки, Священное Писание - но и это еще периферия церковной жизни. Все это хорошо, когда есть главное, а нет главного - все это суета. А что главное для нас? На этот вопрос только из себя, изнутри, мы не ответим. Вот здесь нам и нужен опыт и образ новомучеников и исповедников российских. Без них ответить на этот вопрос нельзя. Не надо обольщаться, иначе мы слишком легко снимаем все проблемы и хотим проехаться слишком легко в Царство Небесное, забыв про Крест. Мы говорим с вами, что общины, братства - это исполнение заветов новомучеников российских, хотя и знаем, что на самом деле не только их. Но для нас в первую очередь - их. И мы правильно делаем, когда так говорим. А когда мы говорим, подобно фарисеям: «Не знаем, хорошо это или плохо. Может быть, нужны общины, а братство не нужно, а может быть, братство нужно, а общины не нужны», - тогда мы действительно похожи на фарисеев. Мы говорим: «Да, да, конечно, и общины, и братства - это так замечательно, это все так прекрасно», - и после этих слов ничего в нашей жизни не меняется. Эти слова могут нас ни к чему не обязывать и никаким крестом для нас не быть. Слишком очевидно, что для очень многих членов братств и общин - это еще отнюдь не крест, не крестоношение, а очередная форма удобной жизни, приспособленной к миру сему, лежащему во зле. Надеюсь, что то совпадение, о котором мы говорили сегодня, позволит нам, даже тем, кто еще всерьез и не готовился ни к чему, проснуться и сделать то, чего ждет от нас Господь, уже сейчас настроив себя на это.
Давайте просить об этом Господа. Давайте снова ставить вопрос о том, что же главное в нашей жизни, что главное и в общинной, и в братской жизни, а что в ней периферийно. Давайте не будем цепляться за мелочи, за мелочные обиды, непонимание, мелкое честолюбие, ибо иначе нам узким путем всем вместе не пройти.
Пусть же в нашем братстве всегда прославляется наш Господь, дивный во Своих святых, в Своем Народе, новом Израиле! Пусть наше братство будет хотя бы «указательным знаком» для тех, кому будет нужно вдохновение, кому будут нужны силы, чтобы повернуть телегу нашей церковной жизни с боковых и кривых путей на путь Христов!
Аминь.
Свящ. Георгий Кочетков