Интервью с Гидоном Кремером - известным скрипачом и дирижёром. О патриотизме музыканта.... Не всегда согласна с его ответами, но всецело согласна с вопросами, которые он задаёт себе и читателям.
http://www.colta.ru/articles/music_classic/714#disqus_thread - Вы думаете, искусство и государство пристрастны друг к другу и слишком часто любят вступать в близкие отношения?
- Конечно. Это же взаимовыгодная сделка. Государю удобно покрасоваться вблизи известного артиста, артисту - как же не выступить на открытии Олимпийских игр или чествовании президента. Надо же ценить, что позвали именно тебя, а не кого-то другого. Так обойдешь на три шага коллегу, станешь еще более народным артистом. Не случайно я - «инородный» артист, это стало названием моей прошлой книги. Я ведь даже не очень чувствую себя народным артистом Латвии. А здесь мне говорят: «Вот ты уехал в свою маленькую страну, а мы остаемся тут. И мы тут - за Россию. Тебе этого патриотизма не понять». Не согласен. Не думаю, что патриотизм - это только «поддакивание» или место жительства. Он очень разный. Ведь были те, кто в печальный момент немецкой истории не уезжал из Германии, но как им потом было плохо. Фуртвенглер не уезжал. Он любил Германию. И его потом судили. И Хиндемит любил Германию, страдая. Арнольд Шенберг, Бруно Вальтер, Пабло Казальс и многие другие - каждый любил свою родную страну, но многие эмигрировали.
Кто лучше? Тот, кто отказался сосуществовать с режимом, был вынужден уехать, или тот, кто остался? У меня нет однозначного ответа. Думаю, Стравинский любил Россию не меньше Прокофьева или Шостаковича. И все они (так же как Шнитке или Вайнберг) были и остались патриотами в музыке!