Будет и по-другому! Христос воскрес!

May 06, 2013 22:20


Дорогие друзья, Христос воскрес! 70 лет назад Пасху тоже праздновали. В блокадном Ленинграде.

Оригинал взят у album_clippings в Блокадная Пасха.


Заявление о бомбежке Князь-Владимирского собора в ночь на Пасху 1942 года. ЦГА СПб, ф. 7384,оп. 33, д. 209, л. 174
Заявление о разрушительных последствиях бомбежки Князь-Владимирского собора на Пасху 1942 года. «4-го апреля при налет фашистской авиации на город осколками сброшенного снаряда частично повреждены стены на южной стороне собора и на колоннах при входе в собор. Местами повреждена штукатурка до кирпичей. Выбиты почти все стекла с южной стороны собора. Жертв не было. Меры к исправлению приняты. Окна или закрыты деревянными ставнями, или фанерой. Стекла будут исправляться. Председатель Л. Парийский.6 апреля 1942.

Приближалась первая военная Пасха. В праздничном послании Митрополита Алексия (Симанского) подчёркивалось, что в этот день, 5 апреля 1942 г., исполняется 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище святым князем Александром Нев-ским - небесным покровителем города на Неве. «Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твёрдо верим, что его хранит и сохранит Покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского», - писал Митрополит Ленинградский Алексий в своём Пасхальном послании 1942 года, прочитанном в храмах в Вербное воскресенье.
В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. В 1942 году Пасха была очень ранней (22 марта по старому стилю). Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с перерывами, обстрел города. В пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город подвергся жестокой бомбардировке, в которой участвовали 132 самолёта.


Князь-Владимирский собор в 1939 году

Пасхальное богослужение собрало много народа, однако меньше, чем в предыдущем году. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налёт на Ленинград. Богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба. Фашистские самолеты не только сбрасывали на него бомбы, но и обстреливали на бреющем полёте из пулемётов.



В 1942 г. - настоятель Князь-Владимирского собора Протоиерей Николай Ломакин,



9 мая 2010 года, в день 65-летия Победы, на фасаде Князь-Владимирского собора установлена мемориальная доска в память о бомбежке собора в ночь на Пасху 1942 года
«1941-1945. Князь-Владимирский собор и его прихожане в Святую Пасху 4.04.1942 г. стали жертвами фашистской бомбардировки», - надпись на мраморной плите.

Протоиерей Николай Ломакин, с февраля по июль 1942 г. служивший настоятелем собора, доложил о последствиях бомбёжки Митрополиту Алексию и услышал в ответ: «И это в пасхальную ночь! Ничего: будет и по-другому. Христос воскресе! Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твёрдыми: мы - русские, мы - православные христиане». Впоследствии протоиерей Николай Ломакин, единственный представитель Русской Православной Церкви, выступавший на Нюрнбергском процессе, свидетельствовал на суде о разрушениях, причинённых храмам Ленинграда фашистскими агрессорами.

Пасха 1942 г. в воспоминаниях ленинградцев.

Страстная Суббота.





А.Н. Болдырев
Осадная книга (блокадный дневник)
«Осадная Запись» Тетрадь Вторая

4-ое апреля. -10° в тени, на ослепительном солнце потоки и лужи. Весь день с перерывами обстрел. Гудят самолеты. В магазине дают крупу - это спасает нас опять на день-два, а другого ничего нет пока в смысле поступлений внемагазинных.
Часов в 7 вечера разразилась неистовая, сливавшаяся в один сплошной тарарам, зенитная пальба. Немцы летали низко-низко, окруженные густейшими грядами черных и белых разрывов... Это репетиции.
Анатолий был, отдал 100 руб. и презентовал бутылочку рыбьего жира, Сегодня Страстная Суббота.



Дневник Виктора Житомирского

4.04.1942 Суббота 19.10 Сейчас воздушная тревога. Стоит сплошной гул от стрельбы зениток. Опять содрогается почва. Падают бомбы. Близко. Звенят стекла. Раскатистый гул стоит над городом. Это уже настоящий воздушный налет. Первый в этом году. Погода ясная. Небо синее. Солнце на закате. Говорят, бомба попала в Адмиралтейство.

Пасха



Л.В. Шапорина. Ленинград. 1960-е гг


5 апреля. Светлое Христово Воскресение! Славно мы его встретили и разговелись. В седьмом часу вечера 4-го начался налет. Громыхали и ревели зенитки. Раздавались разрывы. Отвела бабушку в ванную, там не так слышно и немного спокойнее.

Хотела утром пойти в церковь, заутреня должна была быть в 6 утра. Вера ушла за хлебом с ключом и вернулась только в 9, простояла в очереди за сахарным песком, в результате чего я не попала к заутрене и получила вместо 300 гр. - 225! «Употребил-с», - как говорил один из слуг в рассказе Гончарова. Пошла к поздней обедне. Она не состоялась по усталости и болезни священника. Он только «освящал куличи». Это было трогательно. Шли женщины с ломтиками черного хлеба и свечами, батюшка кропил их святой водой. Я приложилась к Спасителю, отошла в сторону и расплакалась. Я почувствовала такую безмерную измученность, слабость, обиду ото всего, хотелось плакать, выплакать перед Ним свое одиночество, невыносимость нашей жизни. Слезы меня немного успокоили и лик Спасителя. Господи, Господи, помоги мне, помоги всем нам, несчастным людишкам. Сегодня уже были три тревоги. Что будет дальше?
Голод усиливается, у меня по крайней мере. Хлеба моих полкило хватает только на утро. В столовой уменьшили порции, суп стал совсем жидким, водой с легким воспоминанием о горохе или лапше. Выдержу ли? Боюсь, что нет. Господи Боже мой, дай мне умереть по-человечески. <…>

А.Н. Болдырев

5-ое апреля. (22-го марта с/с Пасха - очень ранняя). -12°, ветер, очень холодный день, залитый солнцем. Ночью, с 2-х до 4-х приблизительно, был опять налет, много самолетов, неистовый огонь зениток. Фугасы, говорят, были сброшены и вечером и ночью, где именно - никто не знает точно (кажется, завод Марта?). Многие сегодня в страшной панике от налетов, точно их не должно было быть, вовсе. С утра был в Эрмитаже, где пустота, холод. Все на работах.

Дневник Виктора Житомирского

5.04.1942 Воскресенье Ночью был ещё налёт. Конца не дождался. Лег в 3 часа спать. Сегодня уже была стрельба зениток, но тревога не объявлялась. Активность авиации возрастает. 14.24 Воздушная тревога - воет сирена. Стрельбы ещё не слышу. Во время вчерашнего налета сильно действовала зенитная артиллерия. Я еще не слышал такой стрельбы: стоял сплошной гул. Стреляло такое количество орудий, что не было мгновения, когда бы наступал промежуток между выстрелами.Оригинал взят у n_nastusha в Будет и по-другому! Христос воскрес!

блокада, Церковь, История ХХ века, Пасха, Вторая Мировая Война

Previous post Next post
Up