Подвиг великой княгини Елизаветы Фёдоровны

Apr 08, 2013 19:14

Действительно, как часто мы забываем, что милосердие - это не только материальная помощь, но и слово и научение. Да поможет нам светлый пример инокини Елизаветы.


Великая княгиня Елизавета Федоровна








М. Нестеров. Путь ко Христу (фрагмент)







В праздник Благовещения в Никольском кафедральном соборе г. Камышина состоялась встреча, посвященная жизни и подвигу прмч. Елизаветы Федоровны

Цикл ежемесячных встреч памяти новомучеников подготовили прихожане собора - члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское содружество малых православных братств). Члены братства считают жизненно важным, чтобы память о новомучениках и исповедниках веры была живой и действенной в церкви, поэтому уделяют особое внимание изучению их наследия.

Во время встречи братчики рассказали прихожанам и гостям о жизни и подвиге великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Особый интерес и удивление собравшихся вызвала информация о детстве и юности великой княгини, ведь жизнь принцесс мы обычно  представляем себе совсем по-другому. Как выяснилось, не в такой уж роскоши росла маленькая Элла - одна из семерых детей английской принцессы Алисы (дочери королевы Виктории) и немецкого великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. При дворе герцога было принято воспитывать детей в строгости. С детства ей и ее сестрам внушали: «Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей». Каждый член семьи, какого бы возраста он ни был, имел многочисленные обязанности перед родными и обществом. Принцессы сами убирали свою комнату, топили в ней камин, даже ставили заплатки на собственную одежду. По субботам принцесса Алиса водила детей в больницы и приюты, воспитывая в них сострадание, а когда Пруссия и Австрия вступили в войну - распорядилась отдать под госпиталь свой дом. С детства Элла видела, как ее мать лично занимается судьбами обездоленных, больных людей.

Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы Венгерской (Тюрингской), в честь которой была названа Элла. Эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, тоже прославилась благотворительностью. Все свободное время она помогала нуждающимся, раздавала свое имущество, вызывая этим насмешки придворных, и кроме того, взяла на себя особое попечение о прокаженных. После гибели мужа, ландграфа Людвига Тюрингского, в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская посвятила всю свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных. Пример этой католической святой оказал сильное влияние на Елизавету Федоровну, хотя, конечно, она не могла знать в юности, что во многом повторит ее судьбу.

Вскоре после гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, убитого террористом, на деньги, вырученные от продажи своих драгоценностей, она купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в строгом смысле слова, сестры обители занимались просветительской и медицинской работой. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения чина диаконис - служительниц церкви первых веков, которые поставлялись через рукоположение, участвовали в богослужениях, занимались катехизацией женщин и помогали при их крещении, служили больным и нищим. Она получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сестрам обители, однако окончательное решение так и не было принято.

Интересно, что при создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из нее и создать семью. Обеты, которые давали сестры милосердия в обители, были временными - на год, на три года, на шесть лет и только затем - на всю жизнь. Сестры также по желанию могли быть пострижены в мантию, минуя иночество. Они получали в обители серьёзную психологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, просветительские и катехизические беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; в 2000 г. канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

По замыслу Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказыватькомплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся. Очень часто им не просто давали еду и одежду, но и помогали найти работу, устраивали в больницы. Детям в приюте давали образование, хороший уход и профессию. В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского православного палестинского общества, Русского географического общества, духовные чтения и другие просветительские встречи.

Слова Елизаветы Федоровны никогда не расходились с делом: поселившись в обители, она вела подвижническую жизнь - ночами ухаживала за тяжелобольными или читала Псалтырь над умершими, а днём трудилась вместе со своими сёстрами в обители или  обходила беднейшие кварталы Москвы в поиске нуждающихся в помощи. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями московских трущоб. Её любовь к ним была искренней, забота - разумной, а помощь - адресной.

Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков, хотя имела такую возможность. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, затем - в Алапаевск. В ссылке она не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна вместе с другими членами дома Романовых была казнена большевиками: они были сброшены в заброшенную шахту в 18 км от Алапаевска.

Встреча завершилась просмотром фильма «Библейский сюжет. Христос у Марфы и Марии», основанный на воспоминаниях художника Михаила Нестерова, по просьбе Елизаветы Федоровны расписавшего Покровский собор Марфо-Мариинской обители. На фресках собора художник изобразил сестер милосердия обители, приводящих людей ко Христу.

На встрече братчики прочитали письма Елизаветы Федоровны отцу и семье о ее переходе из протестантизма в православие (что во многом определило её дальнейшую жизнь и судьбу), а также письмо сестрам Марфо-Мариинской обители, написанное Елизаветой Федоровной из ссылки. Отрывок из этого письма, наполненный любовью, верой и заботой о сестрах во Христе, мы предлагаем вашему вниманию (см ниже).

Следующая встреча из цикла о новомучениках и исповедниках Российских состоится после Пасхи, и будет посвящена памяти духовника Марфо-Мариинской обители преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

Из письма прмч. Елисаветы сестрам Марфо-Мариинской обители

«Господи благослови,

Да утешит и укрепит вас всех Воскресение Христово. В 6 часов проехала Троице- Сергееву, вечером Ростов…

Да сохранит нас всех с вами, мои дорогие, преподобный Сергий, святитель Дмитрий и св. Евфросиния Полоцкая. Мы очень хорошо едем. Везде снег. Не могу забыть вчерашний день, все дорогие, милые лица. Господи, какое страдание в них, о, как сердце болело. Каждую минуту вы становились мне все дороже. Как я оставлю вас, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Помните, мои родные, все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте как одна душа: все для Бога, - и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все».

Я буду жить надеждой скоро опять быть с вами, и хочется всех вас найти вместе. Читайте вместе, кроме Евангелия, и послания апостолов. Старшие сестры, объединяйте сестер ваших. Просите Патриарха Тихона взять «цыпляточек» под свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате. Мою келью - для исповеди, и большая - для приема. Если нигде не будет опоздания, тогда прибудем только на пятый день. Екатерина вернется поскорее к вам, все расскажет, как мы устроились. Нам даны очень милые Ангелы-хранители. Мало спали, потому что думы, думы ползут. Спасибо за провизию. По дороге достанем еще. Стараюсь читать преподобного Сергия. У меня с собой Библия, будем читать, молиться и надеяться. Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника. «Господи, верую, помоги моему неверию». Промысл Божий неисповедим.

Дорогие мои детки, слава Богу, что вы причащались: как одна душа вы все стояли перед Спасителем. Верю, что Спаситель на этой земле был с вами всеми, и на Страшном Суде эта молитва опять станет пред Богом, как милосердие друг ко другу и ко мне. Не могу выразить, как я до глубины души тронута, обрадована вашими письмами. Вы мне написали, что все без исключения будете стараться жить так, как я часто с вами об этом говорила. О, как вы теперь будете совершенствоваться в спасении. Я уже вижу начало благое. Только не падайте духом и не ослабевайте в ваших светлых намерениях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни.

Вы помните, что я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: «Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит; «Сын мой, отдай сердце твое Мне и глаза твои да наблюдают пути Мои». Тогда будь уверен, что все ты отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т. е. самого себя». Теперь мы все переживаем одно и то же, и невольно только у Него находим утешение нести наш общий крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. «Господь дал, Господь и взял». Как угодно было Господу, так и сделалось.

Да будет имя Господне благословенно вовеки...».

милосердие, Церковь, Новомученики, История ХХ века, катехизация, Вера

Previous post Next post
Up