20 лет назад на Недели Торжества Православия состоялась священническая хиротония отца Иоанна Привалова.
Если бы нужно было одним словом выразить роль, которую отец Иоанн играет в моей жизни, я бы назвала его утешителем. Вот уже 9 лет в самые тяжёлые периоды моей жизни рядом со мной оказывается отец Иоанн. Я могу разговаривать с ним лично или читать его проповеди в интернете, эффект один и тот же - появляется отец Иоанн и всё усложняет.
Об одной такой встречи мне хочется вспомнить особо.
Она произошла этим летом в Заостровье. Праздновался день памяти святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Если бы моя бабушка была жива, она бы справляла свои именины. Эта мысль не покидала меня всю литургию. Я скучала по своим усопшим бабушке и дедушке, мысленно корила себя за всё то, что я могла бы сделать для них, но не сделала.
Когда речь идёт о смерти, у православного человека всегда найдётся несколько утешительных фраз для себя и для близких. Это очень простые фразы о Царствии Небесном, где нет боли и печали и, реже, о воскресение из мёртвых. Мне они не сильно помогают, но как-то притупляют боль утраты. Причём притупляют именно своей псевдо-простотой: не о чём не думай, просто молись, поминай, ставь свечки, подавай записки. Твоим бабушкам и дедушкам сейчас хорошо, они у Бога. Не думай, не спрашивай "как это - у Бога?", иначе эта боль парализует твою жизнь.
А потом на проповедь вышел отец Иоанн и всё очень усложнил. Причём сделал это одной фразой: "Самая большая свеча, которую вы можете поставить Богу за ваших близких - это вы сами. Встаньте и стойте!" И дальше начал рассказывать про блаженную Ксению Петербуржскую. Опять же, казалось бы, куда проще? "Блаженная Ксеньюшка, пошли мне и моим близким здравия и долгоденствия, мужа, детей и всех благ". На крайний случай: "Моли Бога о моих бабушках и дедушках". Но отец Иоанн снова всё усложняет, рисует нам образ молодой женщины (на момент начала своего подвига она была младше меня сейчас), которая из-за великой любви к мужу согласилась умереть вместо него. Она надела его одежду, назвалась его именем и стала служить Господу за него. Она говорила всем, что Ксения умерла, а Андрей продолжает жить. Она действительно стала поминальной свечой своему мужу, и жизнь её - непрестанной молитвой за него.
Я слушала отца Иоанна и понимала, что занимаясь саможалением, забыла, КАК надо молиться за своих близких. И подвиг блаженной Ксении должен быть мне обличением и вдохновением. И я поняла, что просить святую мне надо именно о помощи в такой ходатайственной молитве.
Проповедь отца Иоанна усложнила сразу так много вещей: мою молитву за моих усопших родных, мои отношения с блаженной Ксенией. И боль утраты, которая раньше тянула вниз, впервые дала мне силы служить Господу. Это была преображённая боль.
Мне хочется поблагодарить Господа за отца Иоанна. За этого удивительного человека, который, на мой взгляд, так прекрасно умеет усложнять вещи до Евангельской простоты!
Для знакомства, интервью с отцом Иоанном о посте:
«Все мне позволительно, но не все полезно»: зачем нам пост и воздержание? Ещё часть автобиографии отца Иоанна:
Никогда в жизни я не встречал такого духовного плодоношения