Усадьба Братково должна быть объектом культурного наследия

Jul 21, 2017 23:30



Шекснинский район Вологодской области.

Фотографии, историческая справка "Вологдареставрация", архивные фотографии ворот усадьбы и лестницы в парк:

Усадебный дом в селе Братково Шекснинского района Вологодской области. Это отлично вписанное в пейзаж достаточно большое псевдороманское здание. Cторожевые башни с бойницами, маленькие башенки по краям с зубчатыми завершениями говорят о желании неизвестного архитектора сымитировать замок. Усадьба была построена примерно в середине 18 века при подполковнике Степане Григорьевиче Бердяеве. При Бердяевых же завершется строительство Елданской церкви в Братково. Затем имение передалось помещикам Кандалинцевым, а в последствии дворянам Ендогуровым, которые впоследствии писались Эндоуровыми. При Эндоуровых в усадьбе Братково было налажено сыродельное и маслодельное производство.

Группа Вконтакте "Братково РЯДОМ!!!" - там много фотографий о современной  жизни села Братково. Много фотографий из группы:




В апреле этого года на публичных слушаниях по ПЗЗ сельского поселения зашла речь о культурном наследии Шекснинского района и в результате появилась идея подать заявление о выявлении ОКН. От Вологодской региональной организации общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России" в конце того же месяца, оформив материалы выданные администрацией района, было написано заявление на выявление. 90 дней скоро истекают - надеюсь, что уже на днях усадьба с парком станут выявленным объектом культурного наследия. И ждем экспертизу.
Среди материалов представленных районом - историческая записка "Вологдареставрация" (текст напечатанный на машинке без даты, может 90-е?) и архивные фотографии, и многое другое - их пусть изучает эксперт. Но кое-что хочу предложить почитать - интересно:

Краткая историческая справка на памятник архитектуры, помещичью усадьбу дворян Бердяевых-Эндоуровых, находящуюся в селе Братково Шекснинского района Вологодской области
Автор - научный сотрудник управления «Вологдареставрация» А.В. Мухин

Здание главного корпуса в селе Братково каменное, двухэтажное с подвалом и вальмовой крышей. В плане сложной конфигурации.





При визуальном осмотре выявлено, что при строительстве здания применен известковый раствор, техника перевязки верстовая, кирпич формированный ручной обработки. Известно, что известковый раствор в отечественном строении использовался до середины XIX столетия, кладка верстовая (она же готическая, польская, старорусская, типа «тычек-ложок») использовалась до первой половины XIX века - впоследствии наряду с верстовой использовались и другие типы кладки, кирпич ручной обработки использовался до 1840 - 1860х годов. В подвале дома имеются окна, распалубка которых «со щечками», - так обрабатывались окна в жилых помещениях до начала XIX столетия; так же в подвале здания располагается столб, который при строительстве мог применяться до середины XVIII века [1]. Исходя из вышеназванного, можно предположить, что главное здание дворянской усадьбы в сельце Братково было построено не позднее второй половины XVIII столетия. Документов о постройке данного здания пока не обнаружено.
В середине XVIII столетия усадьбой Братково владел дворянин, подполковник Степан Григорьевич Бердяев. В 1773 году С. Бердяев пишет прошение Вологодскому и Белозерскому архиепископу Иринею, о постройке каменной церкви вместо деревянной в селе Никольском. После соответствующей проверки возможностей просителя, разрешается строительство храма в принадлежащем ему сельце Братково. Для того чтобы получить подобное разрешение на перенос храма с одного места на другое в XVIII столетии, проситель должен был предъявить достаточно веские гарантии. Эти гарантии заключались: во-первых, проситель должен был иметь опыт в строительстве зданий; во-вторых, иметь достаточное количество средств и материалов для подобных работ; в третьих, это должен быть человек, принадлежащий к высшей знати ближайшей округи. Поэтому можно утверждать, что к постройке церкви приступили только после завершения строительства помещичьей усадьбы в сельце Братково. По-видимому, у Бердяева имелось производство кирпича кустарным способом. Кроме этого подполковник Бердяев был самым богатым человеком в ближайшей округе, ему принадлежало 209 душ крепостных крестьян мужского пола, в то время как всего в приходе насчитывалось 349 душ мужского пола [2]. Но, по-видимому, владения дворянина Степана Григорьевича Бердяева имелись и в других уездах и губерниях России.

Крест на месте храма:


Род дворян Бердяевых известен с XVI столетия, в 1598 году царь Борис Годунов пожаловал поместьями Ивана и Федора Бердяевых. В XVII веке ряд Бердяевых служили стольниками и дворянскими стряпчими, а Гаврила Осипович Бердяев, дядя Братковского владельца, был стольником у царя Петра I [3].
Данный род занимал видное положение и при следующих царях. Например, Николай Михайлович Бердяев был генерал-поручиком при Екатерине Великой, а его сын Михаил Николаевич Бердяев - генерал-лейтенантом при царе Николае I [3]. Но ветвь Братковских Бердяевых оказалась угасающей. Последними представителями этой ветви рода стали сыновья подполковника: лейб-гвардии сержант Николай Степанович Бердяев, который после смерти отца покинул службу и проживал в имении Братково; и его брат Лев Степанович Бердяев. Последний и завершил строительство Николаевской Елданской церкви в 1785 году, начатое ещё отцом его, Степаном Григорьевичем [5].
Сохранилась легенда, что из барского дома в Николаевскую церковь был проложен подземный ход (около 50 метров) и хозяева Братковской усадьбы могли ходить в церковь, не выходя на улицу [6].



На рубеже XVIII-XIX столетий сельцо Братково переходит к дворянам Ендогуровым. В начале XIX века сельцом владел поручик Ендогуров [7]. Едогуровы, позднее писались Эндоуровыми, - это русский дворянский род, восходящий к началу XVII столетия, был вписан в VI и II части родословных книг Вологодской и Смоленской губерний [8].
Интересно, что поручик Ендогуров являлся дальним родственником генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Его жена - Любовь Васильевна (урожденная Межакова) приходилась племянницей Марие Васильевне Олешевой (урожденной Суворовой), младшей сестре великого полководца [9].
В середине XIX столетия сельцом Братково владел гвардии полковник и кавалер Иван Николаевич Эндоуров. Только в приходе Николаевской в Елданцах церкви ему принадлежало 12 деревень: Берково, Первино, Цыбино, Толстиково, Чебсара, Орловка, Минейка, Молодки, Назарово, Погорелки, Комарово и сельцо Братково. Всего принадлежало в данной округе крепостных 358 мужчин и 334 женщины [5]. Несомненно, имелись и другие владения, т.к. полковник Эндоуров считался одним из крупнейших помещиков в крае.
Помещик Иван Николаевич Эндоуров явился одним из первых предпринимателей в крае. В 1841 году им была основана сыроварня в сельце Братково (вторая после Погореловской, основанной в 1835 году). Интересно, что для организации этого дела, он выписал мастеров из Швейцарии, которые производили русско-швейцарские сорта сыра. Братковская сыроварня тогда процветала. Она явилась также одним из пропагандистов этого нового дела на Вологдчине. В 1860 годы количество сыроварен в крае возросло до 19. Самым трудным было, доставить товар до потребителей. Сыр возили на лошадях в Ярославль или в Рыбинск. Следующая страница в развитии отечественного сыро и маслоделия связана с двумя удивительными личностями: Николая Васильевича Верещагина, энтузиаста своего дела, человека объехавшего всю Европу и Америку с целью изучения зарубежного опыта. Вернувшись, Верещагин организовал школу маслоделия для крестьян и занялся пропагандой передовых приемов в масло и сыроделии. Его сподвижником стал Василий Иванович Блантов, который организовал, сбыт продукции, устроил специальные склады в Москве и Петербурге. После смерти полковника Эндоурова, его сын Алексей в начале 1870-х годов Братковскую сыроварню сдал в аренду В.И. Блантову. Последний кроме сыров стал производить масло. В 1875 году на заводе производилось 800 пудов сыра и 100 пудов масла. Молоко перерабатывалось от135 помещичьих коров, там же была организована небольшая школа для крестьян практического животноводства и маслоделия. В 1880 годы помещик А.И. Эндоуров сам занимается маслоделием, а в 1895 году организует Братковскую маслодельческую артель. Уже в следующем году перерабатывалось 31588 пудов молока, а завод был одним из крупнейших в России [10]. В начале ХХ столетия Вологодский край становится признанным центром маслоделия, в 1910 г. только по железной дороге было вывезено 365856 пудов масла, почти на 5 миллионов рублей. Производился знаменитый сорт масла, изобретенный Верещагиным, получившим впоследствии наименование «Вологодского» [11].


В конце 1890 годов владелец сельца Братково Алексей Иванович Эндоуров избирается уездным предводителем дворянства и полностью отдается новой для него форме деятельности. В 1901 году Эндоуров уже временно исполнял обязанности губернского предводителя дворянства, но преждевременная смерть остановила кипучую деятельность этого человека. После смерти Алексея Ивановича усадьбой Братково владела его дочь Наталья. Выйдя замуж на Грязовецкого дворянина Прокашева, зимы они жили в Грязовце, а на лето приезжали в Братково. После революции Братковская усадьба была реквизирована под крестьянскую коммуну, но с организацией колхоза её разогнали. А в здании помещичьей усадьбы была размещена школа [5]. В настоящее время усадьба восстанавливается (Дополнение - работы приостановлены).


Архитектура помещичьей усадьбы в Браткове нетрадиционна для вологодского края. Весьма вероятно, что дом был построен в Елизаветинское время. В плане он не напоминает обычного приема усадебных дворцов эпохи барокко или классического стиля. Круглые небольшие башни и минимум украшений, говорит о стилизации форм. Само здание напоминает в миниатюре крепость: со сторожевыми башнями и бойницами в них, а так же маленькими башенками по краям и все с зубчатыми завершениями. Каменные ограждения крыши придают зданию праздничный и торжественный вид. Здание, расположенное на вершине холма смотрится очень красиво. Оригинально были сделаны лестницы на второй этаж и на чердак крыши: винтовые в двух угловых башнях. Вторая башня с юго-восточной стороны была разобрана в 1930 годы.


В северной архитектуре подобные лестницы применялись только в колокольнях церквей. При визуальном осмотре установлено, что здание отапливалось двумя княжескими или как ещё называют - царскими печами. Сами печи находились в подвале здания, а на первый и второй этажи через отдушины поступал теплый воздух. Хотя не исключено, что в здании имелись камины. Пока что описания здания в документах не найдено. По аналогичному строению в сельце Ермолово записано, что имелись следующие комнаты: прихожая, гостиная, буфет, кабинет, библиотека, спальные, детские, угловые и круглые комнаты, которые иногда называли - круглым залом. В Ермоловском особняке ещё имелись: зимний сад, оранжерея - невдалеке от дома, в доме имелся также зал, отведенный под крепостной театр [13]. Но имелась ли подобная роскошь у Бердяевых, неизвестно.
При реставрации главного здания усадьбы необходимо иметь в виду, что данное здание было в комплекте с другими строениями: флигелем



парком, прудом и островом на нем (на острове имелась беседка) и поднимающейся к дому из парка широкой лестнице,


и конечно главными воротами усадьбы.


Всё это вместе и создало определенную среду жизни и культуры богатого провинциального дворянства. С завершением реставрации возродится одна из оригинальных и интереснейших дворянских усадеб на Вологодчине; памятник, который аналогов в крае не имеет.

Источники и библиография
1. Датировка кирпичных кладок XVI - XIX вв. по визуальной характеристике. М., 1986, сс.4, 5, 8, 31-32.
2. Дело по прошению подполковника Бердяева о постройке каменной церкви, вместо деревянной, ГАВО, ф.496, оп. 1, д. 2963, лл.1, 14, 18.
3. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб, 1891, т.8, с.493.
4. Родословной российский словарь, содержащий в себе: историческое описание родов князей и дворян, Российских и въезжих…М., 1792, предисловие сс.61,66.
5. Клировые ведомости церквей Вологодского уезда за 1850 год. ГАВО, ф. 496, оп.4, д.3, лл.620-625.
6. Воспоминания старожилов: сообщила библиотекарь Братковской библиотеки Мария Васильевна Гусева, с 1937 г.р.
7. Исповедные ведомости церквей Вологодского уезда за 1825 год. ГАВО,ф. 496, оп. 19, д.
8. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб, 1895, т.15, с.356.
9. Родословная семьи Олешевых. ГАВО, ф. 673, оп. 1, д.37, л.1.
10. Богданов Б. Воровский В. Маслодельческие артели в Вологодской губернии. Вологда, 1915, сс.35-36, 39, 44-45.
11. Из исторического опыта сельского хозяйства СССР. М., 1969, с. 239-264.
12. Памятная книжка и адрес-календарь Вологодской губернии на 1899-1900 годы. Вологда, 1899, с.189.
13. Дело по прошению вдовы княгини Луизы Ивановны Волконской об утверждении её наследницей к оставшемуся имению после мужа князя Николая Александровича Волконского 1865-1868 годы. ГАВО, ф.86, оп.1, д.351, л.33-40.
______________________________________
[1] Стольник - придворный, определяемый на военные, посольские и гражданские должности… некоторые стольники были ближними или комнатными (государевы) … имели свободный доступ в государственные покои, пользовались особой государевой милостью [3].

Союз архитекторов, ворота, Усадьба Братково, усадьба, Вологда, старые фотографии

Previous post Next post
Up