Вологда, Благовещенская,20

Sep 20, 2013 15:16

Оригинал взят у anton_p_maltsev в Вологда, Благовещенская,20
Оригинал взят у anton_p_maltsev в Вологда, Благовещенская,20

Дом на Благовещенской.


Каждое углубленное знакомство с памятником архитектуры - это событие. Полная разборка сруба дает гору информации и образует бесценный опыт, применение которого возможно и на других объектах. Знание того, как создавались деревянные жилые дома, достаточно типичные для того времени для центра Вологды, возможность сравнить с их с другими строениями эпохи модерн для меня представляет интерес. В моем опыте- это третий памятник эпохи модерна.

В августе мы закончили разбирать дом. Этому предшествовало два года проектно-согласовательских работ, больше напоминающих иногда боевые действия. Но я не об этом хочу рассказать.


Состояние дома не просто аварийное, оно супер аварийное. Не понятно как тут жили люди еще год назад. Перекрытие в одном из помещений провалилось в процессе разборки. Стены в нескольких углах светились насквозь после того, как сняли со стен  обои и штукатурку.

Стропильная система держалась только на скобах, поскольку концы затяжек сгнили полностью. В чердаке была сделана страховочная крыша из рубероида, которая лишь частично спасала от протечек.


Разборка заняла два  месяца из которых один месяц это печи. Всего в доме их 12. В трех помещениях печи располагались одна над одной, на первом и втором этажах. В кухнях были сделаны три русских печи одна над одной, на первом этаже, но втором и мезонине. Единственная полностю переложенная печь была в подсобном помещении первого этажа при этом на  втором и третьем этажах сохранились первоначальные. Это означает, что во время ремонта вывешивались верхние печи. Топки  так или иначе подвергались ремонту и переложены. Для этого местами вынимались изразцы, после перекладки места под изразцы замазывались глиняным раствором. Все печи находились в нерабочем состоянии, поскольку дымоходы где-то обрушены, где-то засыпаны кирпичной крошкой с сажей. Верхняя часть труб, та что выше "выдры" переложена на цементном растворе.


При разборке печей зарисовывался каждый ряд. Именно необходимость последовательной зарисовки разбираемой кладки растянула процесс разборки.  Четыре архитектора и студентка практикантка рисовали в течении месяца порядовки. Печи второго этажа имели вертикальные  армирующие тонкие стальные стержни, скрепленные горизонтальными стальными полосами спрятанными в кладке между рядами кирпичей. Изразцы крепились обычным вполне способом на проволках с гвоздями в глине.


Для того, чтобы верхняя печь не раздавила своим весом нижнюю в последней устанавливалась арматура из толстых стальных стержней 60мм в диаметре. Вертикально и горизонтально установленные стержни образовывали две рамы на которые опиралась верхняя печь. Благодаря такой прочной конструкции печи выдержали эту столетнюю эксплуатационую нагрузку советской безалаберщины.


На большинстве кирпичей встречалось клеймо "Боровичи", а на изразцах с обратной стороны принадлежность к заводу Рыбинского купца Василия Алексеевича Аксенова. Завод Аксенова существовал с 1880 года в деревне Никольское Панфиловской волости, в 9 км от Рыбинска. С 90-х годов XIX столетия на изделиях аксеновского завода ставилось  клеймо хозяина с тремя медалями. Золотой медали продукция  В.А.Аксенова была удостоена  губернским обществом сельского хозяйства  на губернской сельскохозяйственной и промышленной выставке в 1893 году. В 1903 году на сельскохозяйственной и кустарной промышленной выставке Северного края В.А.Аксенов получил большую золотую медаль.   На Всемирной промышленной выставке 1900 года Аксенов показал  изразцовую печь, за которую получил премию выставки.


Розетки на потолках в трех помещениях потребовали укрепления для снятия их целиком.


В верхней части сруба встречаются бревна вторичного использования (second hand). Можно предположить, что это бревна от разобранного ранее, стоящего на этом же месте жилого дома. Его можно видеть на панарамной  архивной фотографии 1906 года сделанной с колокольни. Встречаются бревна которыми перекрывались ранее оконные проемы с врубками, позволяющим определить примерное количество и размер окон.  Накат также сделан из старых бревен. На некоторых бревнах наката обнаружены обои с бумагой и датой 1862.  Вероятно ранее стоявший дом был построен не позднее этой даты. Еще сохранность бумаги говорит о том, что между разборкой и строительством нового дома прошел не большой промежуток времени.


Сруб здания выполнен из ели, хотя в западной стене около крыльца было замечено несколько сосновых бревен. Верхняя чердачная часть срублена без утепления "в охряпку", а начиная с теплой части мезонина применяются довольно сложные угловые соединения. Часть стен срублена "в косую лапу с потемком". Разнообразие и количество врубок требуют, конечно, отдельного поста.










Отмечается большое мастерство и высокое качество подгонки. Особенное разнообразие врубок встречается в перерубах, где происходит переход с круглой на тесаную поверхность бревен.





Совершенно новым для меня было обнаружить на этом срубе применение очень интересной разновидности "голландского зуба" при сращивании бревен по длине. На фотографиях выше видно что, с внутренней стороны у бревна в месте стыка выбрана как бы четверть. Сделано это для того, чтобы исключить сквозное продувание по стыку бревен. При таком соединении изнутри мы видим только вертикальный шов стыкованных бревен, а снаружи обычный "голландский зуб". Если бы сделать еще в торцах "паз и гребень" то ваще... Пока рабочее название этого соединения "въетнамский зуб".




Еще одно интересное явление - это применение металических нагелей при сплачивании досок пола. В парадных помещениях полы набирались с фризовыми досками, а в хозяйственных просто на нагелях. В некоторых досках были спользованы вот такие металические пластины, вырезанные в виде ромбов. Безусловно применение таких нагелей должно ускорить процесс набора пола. Чем долбить под нагеля отверстия стамесками и долотами, намного проще вот такой  ромбик забить.

На одном из бревен сруба обнаружена надпись "1913 год", сделанная карандашом на бревне до того, как стены штукатурили. По-видимому, это год когда дом уже стоял, но в нем еще не жили. Эта надпись совпадает с последними архивными изысканиями.  В первой советской инвентаризации говорится о том, что хозяин дома Наумов в 1918 году уже 10 лет как жил в своем доме.



Почти весь сруб вывезен сейчас в Кириллов к нам на базу для временной сборки с заменой гнилых бревен. Если все сложится хорошо, то на следующий год повезем обратно на готовый фундамент.

Прохожие частенько спрашивали,   - "А что же будет на этом месте?" Проект реставрации предполагает минимальное вмешательство в планировку. Изначально доходный дом строился с двумя независимыми главными входами и двумя черными ходами. Сделано это было для возможности сдавать по отдельности этажи. Был еще мезонин попасть в который можно было через черный ход. Приспособление здания под музей подразумевает объединение объема здания. Нельзя представить , что для продолжения осмотра экспозиции, посетителям предложат одеть верхнюю одежду, выйти на улицу и зайти снова, для того, чтобы попасть на второй этаж. Минимальные изменения лестницы черного входа позволяют попадать с первого этажа на второй не выходя на улицу. На выложенных ниже планах этажей красным цветом выделены изменения планировки. Перегородки в залах на первом и втором этажах установлена позже и проектом предусматривается их убрать. В результате разборки выяснилось, что печь помещения №11 была круглая.









Муниципальное предприятие "Резной Палисад" - заказчик реставрации планирует создать в доме экспозицию посвященную советскому периоду. Будь дом побольше я бы свез сюда всех "ильичей" со всех площадей провинциальных вологодских городов.

реставрация, Вологда, Благовещенская (Клары Цеткин)

Previous post Next post
Up