Наличники. "Штукатурные тяги и лепнина".

Dec 08, 2011 11:40



И ещё большая группа наличников элементы которых напоминают каменную архитектуру - штукатурные тяги и лепнину.

Поподробнее вот:



Первый - штукатурный на каменном доме, а у второго - аналогичный наличник из деревянного профиля. Живьем второй вариант не встречала, но в альбоме сестры бабушки нашлась фотография демонстрации, а люди на фоне ЕГО, наличника.

Многие дома с таким декором построены в стиле классицизма, или с элементами стиля.
Не по хронологии, но...
ул. Мальцева, 31.
Двухэтажный дом с мезонином. Стены бревенчатые, обшитые тесом. Сохранились остатки тесовых кровель. Памятник является главным домом усадьбы позднего классицизма. Плоские окна центральной части главного фасада очерчены циркульными накладками в виде арочек. Импосты арочек покоятся на модульонах, имитирующих лепнину. Глухая резьба выполнена мастерски. Углы сруба и выходы связей означены на фасаде пилястрами с накладными полуколонками. Окна первого этажа расширены против прежнего. Планировка интерьеров анфиладная. Гости¬ная второго этажа некогда была украшена изразцовыми печами классической архитектуры - на усеченной каннелированной колонне стояла небольшая скульптура (утрачена). В настоящее время печи переделаны и закрашены масляной краской. Здание является редким памятником позднего классицизма. (Описание Дирекции по охране и использованию памятников истории и культуры Вологодской области.)





















Ул. Октябрьская, 17
Одноэтажный деревянный дом со вторым полуэтажом. Дом угловой, по композиции фасадов подчеркивает преимущественное направление - Октябрьскую улицу. Центр этого фасада выделен окнами с полуциркульными обрамлениями с архивольтами над ними и с цветками в тимпанах. Пропорции и членения здания классические, четкие, обрамления как полукруглые, так и прямоугольные с сандриками - изящного рисунка. Дом представляет интерес как образец классицизма в дереве.(Выдержки из «Рекомендаций по застройке охранных зон и регулирования застройка города Вологды», разработанных ЦНИИП градостроительства при Госстрое СССР в 1975 году. Руководитель темы - С.К. Регаме.)









Пер. Засодимского, 9 (перенесен с- ул. Комсомольской, 25/62)
Одноэтажный по главным фасадам* и двухэтажный в том же объеме дом, построенный в первой трети XIX века. Оба уличные фасада одинаковые пятиоконные, украшенные пилястрами по углам, междуоконными пилястрами с арочными завершениями и полукруглыми завершениями прямоугольных окон. Карниз украшен накладными плашками. Покрыт четырехскатной кровлей.
Интересен как пример применения характерной для вологодской деревянной архитектуры начала XIX века схемы функциональной организации здания в типичном купеческом доме.
(Выдержки из «Рекомендаций по застройке охранных зон и регулирования застройка города Вологды», разработанных ЦНИИП градостроительства при Госстрое СССР в 1975 году. Руководитель темы - С.К. Регаме.).









Советский пр., 20 - ул. Предтеченская, 28
Дом Соковикова, 1830 годы.

































ул. Ленинградская,4. Дом Актера.
Характерный для городов русского Севера и Вологды тип двухэтажного дома с трехоконным мезонином над сплошным карнизом. Выполнен в традициях классицизма. Ось фасада подчеркивается полукруглым оконцем во фронтоне мезонина. Карниз имеет большой вынос. На углах мезонина и самого дома - лопатки, прорезанные междуэтажным поясом с перемежающимися накладными ромбами и солярными кругами. В доме сохранились изначальные печи, в том числе круглая печь в мезонине. Окна подклетного этажа меньше основных с деревянными подобиями замковых камней лад наличниками. Для дома характерны развитый объем и чистота пропорций. Он играет важную роль в формировании облика Ленинградской улицы, поддерживая и развивая тему, заданную соседним домом №6.(Выдержки из «Рекомендаций по застройке охранных зон и регулирования застройка города Вологды», разработанных ЦНИИП градостроительства при Госстрое СССР в 1975 году. Руководитель темы - С.К. Регаме.).












И тогда соседний: ул. Ленинградская,6. Музей забытых вещей.










































ул. Ленинградская, 28.Дом Волкова. 1824 год. Детская музыкальная школа.
Композиция дома Волкова иная, нежели дома Засецких(community.livejournal.com/nalichnik_ru/209658.html). Серия диванных и гостинных расположенных сквозным порядком - анфиладой - сделала фасад зрительно более вытянутым. Центр его украшен уже не четырехколонным, а шестиколонным портиком тосканского ордера, опирающимся на своего рода подиум.
В Вологде дерево никогда не маскировалось. И украшения делались из него же. Вот и в доме Волкова над некоторыми из окон мы видим бровки-наличники, относящиеся, правда к концу ХIХ века.
Здание "П"-образное в плане, с двумя флигелями, на боковой и задний фасады выходят окна антресольного этажа. Слева от дома проездные ворота, через которые хояева проезжали к парадному крыльцу с козырьком над входом, поддерживамым ажурными металлическими кронштейнами. При доме, как и полагается, надворные постройки, на заднем плане виднеется колокольна комплекся Владимирских церквей - чем не вологодский вариант поленовского "Московского дворика"?
Цельность облика усадьбы Волкова дополнял зимний сад, но - все это было, было... В гостиных и по сей день сохранились четыре замечательные печи с барельефами: танцовщица св античных одеждах, муза с лирой, воины в доспхах. "Любопытно, -отмечает исследовательница вологодской архитектуры М.В.Фехнер, -что одни и те же изразцовые детали повторяются в облицовке печей вологодскогодома Волковых и печи в доме Мятлевых (конец ХVIII века) на Исаакиевской площади" в Санкт-Петербурге. Может быть, не лишено оснований предположение, что автор "образцового проекта", по которому был построен этот дом, -знаменитый Карл Росси?
цитата из книги А.И.Сазонов "Моя Вологда. Прогулки по старому городу", Вологда, издательство "Древности Севера", 2006.










































ул. Герцена,37.
В книге Г. К. Лукомского «Вологда в её старине» репринтное воспроизведение издания 1914 года в разделе «ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. (Частновладельческие сооружения).» Стр. 294-296:
«Дом Левашева цельный, прелестный и полный своеобразия форм, особняк, тем более оригинальный, что все его детали исполнены из дерева.
Вот краткая история его. 1828 года мая 24 Статск. Сов. Над. Мих. Волоцкая продала дворовую и огородную землю Статск. Сов. Александру Николаевичу Левашову за 400 р. ассигн., и 1829 года 8 сент. в новоотстроенный дом переехала уже семья Левашевых.
В 1861 году началась и в 1863 году кончилась перестройка этого дома Конст. Алексан. Левашевым. При этом в фасаде сделали только одно изменение - на месте существующего подъезда было окно. Подъезд же был по въезде в ворота между 3 и 4-ым окном от угла. Прочие части фасада со дня постройки, т. е. с 1829 года никаким изменениям не одвергались.
Из этого описания и из любезно сообщенных нам предвод. дворянства А. Н. Нееловым сведений - видно, что дом почти столетней давности - дошел до нас в своем первоначальном виде. Но даже парадный подъезд, сделанный позже, вышел таким уютным, удачным, милым, что не только не нарушает прелести вида здания, но даже усиливает ее.
В самом деле, прекрасный портик конических колонн, выполненных из дерева, поддерживает мощный, величественный фронтон. Колоннада как будто покоится на выступе стены первого этажа. Но это ложное впечатление, на самом деле колонны проходят насквозь до земли и лишь обшиты внизу досками, образующими арочки. В окнах первого этажа милые, простые решетки.
Над окнами belle-etage'a - наличники простого рисунка и орнаментальные украшения из дисков и пальметт. В тимпане герб Левашевых, окруженный наметом и ветвями дуба.
Общая композиция дома полна огромной силы, однако, получающееся столь значительным впечатление исходит в сущности от домика вовсе небольших размеров. Но таков ордер, таковы умело взятые пропорции, что дом кажется много большим, нежели он в натуре.
В качестве образца деревянного Еmрiге'а он заслуживает большого внимания. К сожалению, время налагает свою печать на его состояние: некоторые детали уже обломались (в гербе), колонны, потрескавшиеся значительно, покосились... и жутко подумать, что будет с этим домом лет через 50-100, когда мало-выносливый материал даст себя знать... "
Сейчас - Департамент культуры Вологодской области.










ул. Чернышевского,56.









ул. Зосимовская,61 - Советский пр.,48.












И опять Советский пр., 14. Классицизм, но с народными мотивами - солярные знаки.






И вот наличник (похожий на тот, что с демонстрации) ул. Варенцовой, 16.









ул. Гоголя,51. До недавнего времени размещалась детская музыкальная школа, но СанПину не соответствовало здание - школу перенесли; писали, что будет реставрация.



























ул. Октябрьская, 15.









ул. Благовещенская, 29. Дом Дружинина.









ул. Челюскинцев,17 - ул. Кирова,17.
Архитектурно-планировочное решение дома прекрасно увязано с сохранившейся планировочной системой городских кварталов конца XVIII века. Выполненный в стиле ампир, он отличается гармоничными пропорциями, тонкой проработкой деталей фасадов: полуциркульных завершений окон, пилястр и карниза, украшенных резьбой. Особенно интересны пилястры, редко расположенные на фасаде (между пилястры по два в полуциркульных обрамлениях) и украшенные резными накладками. ( Выдержки из «Рекомендаций по застройке охранных зон и регулирования застройка города Вологды», разработанных ЦНИИП градостроительства при Госстрое СССР в 1975 году. Руководитель темы - С.К. Регаме.)

























И последнее, что я включила в эту группу; да кирпич обшили, но итог хороший (к спорам новодел-аналог). Этот дом присутствует на старой фотографии, можно сравнить. Автор фотографии "Тогда и сейчас" Павел Соколов, группа "Старая Вологда".











Фотографии в альбоме «ул. Гоголя, 116» Ольги на Яндекс.Фотках

ул. Гоголя, 116







порядок, Вологда, наличник

Previous post Next post
Up