Бои в Сирии: ноябрь 2012
Театр военных действий достаточно широк, одако ключевую роль играют события в зоне Дамаска и крупнейшего экономического центра, называемого также северной сирийской столицей, города Алеппо. Несомненно, значимым является также восток страны - регион Дейр эз Зор (источник сирийских нефти, газа и пшеницы) и центральные регионы, через которые пролегают ключевые транспортные артерии, связывающие Алеппо, Дамаск и средиземноморские провинции (Латакия и Тартус - их некоторые аналитики считают главным источником людских ресурсов для действующего президента).
ПРОВИНЦИЯ АЛЕППО
На протяжении последних нескольких недель повстанцам удалось захватить здесь целый ряд стратегически важных пунктов, что дает им преимущество в северной Сирии.
- 14-11-2012 был взят крупнейший медицинский комплекс Кинди в г.Алеппо - расположен на высоком холме, отсюда правительственная армия контролировала северо-восточные подступы к городу, в частности перекрывала дороги, ведущие к турецкой границе. Теперь этот пункт в руках повстанцев, которые т.о. усилили свои линии снабжения, получив заодно медоборудование и препараты, необходимые для лечения раненных, а также в целом закрепили контроль над восточной половиной города.
- Уличные бои сосредоточились, главным образом, в районе западных и юго-западных окраин - в зоне последних находится ключевая транспортная развязка, соединяющая Алеппо с югом и приморскими регионами; тем не менее, контроль над этой транспортной развязкой уже более не столь существеннен, поскольку эти трассы все равно перерезаны повстанцами ниже, на юге самой провинции Алеппо и в прилегающей провинции Идлиб.
После захвата постанцами ряда военных баз, список правительственных сил заметно поубавился - так, в северной части провинции действует только база в районе г.Телль Рифаат.
В целом мощнейшими оплотами сил регулярной армии в провинции Алеппо считались База 46-го полка под г.Аль Атариб (юго-запад провинции) и Международный Аэропорт Алеппо, на юго-восточных рубежах северной столицы.
- Упомянутая база под Атарибом 18-11-2012 была захвачена отрядами Свободной Сирийской Армии (ССА) после 45-тидневной осады - База расположена в месте пересечения трассы Алеппо-Идлиб и шоссе, ведущего к пограничному переходу Баб аль Хава на границе с Турцией (т.о. перерезаны линии сообщения Алеппо-южные регионы), тут же остались крупный арсенал боеприпасов и техника.
- Международный Аэропорт не только играет роль базы ВВС Сирии - отсюда вылетают истребители, наносящие удары по районам г.Алеппо и мелким населенным пунктам, отсюда же артиллерия открывает огонь по предместьям. Важнее другое - правительственные войска, оставшиеся в Алеппо, зависят от снабжения, главным образом, по воздуху. В Международный Аэропорт прибывают с самолеты с необходимыми припасами, оттуда затем доставляются вертолетами в окрестные точки базирования правительственных сил.
Аэропорт уже окружен отрядами ССА с трех сторон, а после взятия арсеналов базы 46-го полка, они в состоянии сбивать летательные аппараты на низкой высоте. К примеру, с помощью ПЗРК «Игла-18″ им уже удалось сбить несколько боевых вертолетов и истребитель в западной части провинции.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ
Пути к Алеппо проходят через провинцию Идлиб, население ее невелико, большей частью регион контролируется повстанцами. Важнейшими оплотами правительственных войск являются вертолетная база Афис под г.Бинниш, а также две базы между городами Ариха, Идлиб и Саракиб. К слову, через Саракиб проходят трассы Дамаск-Алеппо и Латакия-Алеппо, а сам город давно под контролем ССА. То же самое можно сказать и о городке Маарат Нааман, расположившемся на карте несколько ниже.
В центре страны боестолкновения сосредоточены в пределах горных массивов Джебаль аль Завия, Джебаль Акрад (отделяют приморские регионы от остальной Сирии) и Джебаль Туркман (последние представляют собой оплот повстанческого движения в самой средиземноморской провинции Латакия). Стратегическая важность снова обусловлена географическим положением - тут пролегают трассы, идущие к Алеппо.
О потере властями контроля над автострадами государственного значения свидетельствуют регулярно наносимые удары по населенным пунктам, расположенным вдоль этих линий; причем, большей частью, речь идет об атаках, совершаемых силами боевой авиации.
Хомс и близлежащий Растан - наиболее гарячие точки в провинции Хомс, борьба идет также за местность в районе г.Телль Калах - это единственная равнинная плоскость, соединяющая приморские регионы с остальной частью Сирии. Этот проход в средние века контролировался с помощью средневековой крепости Крак де Шевалье (Калаат Хусн), которая теперь является базой повстанческих отрядов.
ВОСТОК СИРИИ
16-11-2012 в провинции Дейр эз Зор отряды ССА захватили здание Отдела Сил Военной Безопасности и взяли под полный контроль пограничный город аль Букамаль. Затем 22-11-2012 повстанцы завладели крупной базой ВВС в окрестностях г.Маядин, закрепив таким образом и контроль над этим промышленным городом. Теперь в их руках значительная часть границы с Ираком, а также арсенал боеприпасов и техники, хранившийся на территории баз, отбитых у регулярной армии. Последним оплотом правительственных сил в регионе остается аэропорт под г.Дейр эз Зор.
Знаковой является активизация противостояния, наблюдаемая в ноябре, в населенной курдами провинции Хасаке и Голанских Высотах, однако, перейдем к столице.
СТОЛИЧНЫЙ ОКРУГ
После захвата ряда военных баз, расположенных к югу и юго-востоку от столицы (районы населенных пунктов Хаджар аль Асвад, Бабиля, Сейида Зейнаб, а также Мердж ас Султан и др.), бои сосредоточились в зоне Международного Аэропорта Дамаск и вдоль трассы к нему ведущей. Спасти ситуацию может переброска сил со стороны г.Адра (северо-восток столичного округа), однако т.о Асад обнажит свои позиции на северо-востоке Дамаска и зоне восточных предместий.
В области восточных предместий (объединяющий топоним Восточная Гута) продолжаются активные боевые действия, регулярной армией применяется тяжелая артиллерия, минометы и боевая авиация. В ноябре был взят северо-восточный пригород Дума и часть Харасты, а столкновения докатились до городской черты, в частности, района Аббасиин.
Третим очагом (наиболее, пожалуй, важным) является юго-запад города Дамаск. Здесь расположена сеть зданий сирийского правительства и силовых структур (в т.ч. крупнейшая тюрьма), военный аэродром Меззе и база Особого Четвертого Раздела (аналог внутренних войск). И над всем этим великолепием на горе высится президентский комплекс в окружении подразделений Республиканской Гвардии и подземных бункеров. Наступление в этом направлении развивают отряды Свободной Сирийской Армии со стороны пригорода Дарайа и ряда южных столичных кварталов (Кадам, Ассали, лагерь палестинских беженцев Хаджар аль Асвад). Контроль над Дарайей в этом плане определит многое. В престижном районе Дамаска, расположенным непосредственно под горой (Меззе 86) властями регулярно проводятся обыски и аресты; несколько снарядов разорвались и здесь: не исключено, что имеет место каллибровка орудий, установленных в районе президентского дворца.
ПОДИТОЖИМ ВЫШЕСКАЗАННОЕ:
- акцент очевидно смещается к столице, хотя бои продолжаются на севере, на востоке и в центре страны;
- переброска сил и подкреплений затруднена блокированием транспортной инфраструктуры в ряде центральных регионов - пути сообщения перекрыты после перехода под контроль повстанцев ряда населенных пунктов;
- захват военных баз правительственных войск отрядами Свободной Сирийской Армии, предоставил в распоряжение последних значительное количество боеприпасов стрелковое оружие, технику; вследствие резко возросло количество сбитых повстанцами летательных аппаратов-как боевых вертолетов, так и истребителей;
- динамика развития военных событий несомненно предопределяет реакцию со стороны международного сообщества:
- обсуждение внешними игроками проведения возможной внешней интервенции, причем, активность подобных дискуссий прямопропорциональна военным успехам сирийских повстанцев - видим спешную структуризацию сирийской политической оппозиции в виде Коалиции
- эволюционирует позиция России - попытка сделать ставку на определенную оппозиционную фракцию (хотя степень революционности ее сомнительна), в случае если влиять на постасадовскую Сирию придется политическими, а не военными рычагами.