Москва - город древний, много раз перестраивавшийся, горевший, разрушавшийся и вопреки всем преградам отстраивавшийся заново. Но, пожалуй, самым сильным разрушениям наш город подвергся не в результате разгула стихии или вражеским налётам, а в результате пересмотра культурных ценностей в первой половине прошлого века, когда уничтожались целые пласты нашей истории. Сейчас можно найти много красочных изданий, посвящённых полностью утраченному наследию нашего города, Москве, которой уже нет.
Но я хочу привлечь внимание не к безвозвратно утраченной Москве, а к Москве, варварски перестроенной и обезображенной, но пока ещё существующей, хранящей в своих искалеченных чертах следы былого величия.
Возможно, если всё больше и больше людей всё чаще и чаще будет обращать внимание на эти неказистые "перестройки", то они не пополнят в ближайшие дни каталоги утраченных московских ценностей, а будут должным образом восстановлены и опять станут украшением нашего города.
Ну и, конечно, мне особенно хочется, чтобы с этой информацией познакомились мои соседи по району и, в свою очередь, поделились бы ею со своими соседями. Ведь порой мы по несколько раз в день проходим мимо живой истории, не замечая этого, не останавливаясь, чтобы отдать должное стараниям и трудам наших предков.
Именно такой живой историей является совершенно невзрачное сейчас здание в моём дворе, вечно разваливающееся, практически аварийное. Друзья, бывавшие у нас в гостях, должны были непременно его видеть, но совсем не факт, что обращали на него внимание. Вот так выглядит наш двор: слева - недавно отстроенное здание школы, на заднем плане - купола Покровского собора, а прямо посреди двора, окружённая парковками, помойкой и детской площадкой, - та самая развалюха, являющаяся объектом культурного наследия нашего города.
Если внимательно присмотреться к зданию, можно понять, что оно обитаемо: в окнах горит свет, видны спутниковые антенны, местами заменены стеклопакеты, а летом на бельевых верёвках балконов сушится бельё.
А всё потому, что с июня 1935 года и по сей день здание является местным общежитием. Сначала оно служило пристанищем рабочим завода Станколит, а сейчас в нём живут работники местного ДЕЗа, в основном гастарбайтеры.
А вот так наша дворовая «общага» выглядела ещё в 1920 году.
Источник фото -
https://pastvu.com/p/12772 И была она тогда вовсе не общагой, а величественным храмом Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке, вторым по величине из старообрядческих храмов Москвы, задумывавшимся как храм-музей древнерусского искусства, который должен был олицетворять торжество возрождённого старообрядчества.
Появление в нашем районе именно старообрядческого храма было не случайным, ведь Таганка соседствует с Рогожской слободой, являвшейся в прошлом центром российского старообрядчества. Рогожская старообрядческая община появилась при царе Борисе Годунове (в конце XVI века), когда в этом районе начали селиться ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты и перевозками товаров из Москвы в село Рогожу (современный Ногинск).
При Екатерине II и Александре I старообрядцев не преследовали, и они построили у Рогожского кладбища несколько церквей, сохранившихся до нашего времени. Чуть позже начались гонения, и центр старообрядчества переместился в Нижний Новгород, пока в 1905 году не был издан императорский указ о даровании старообрядцам Высочайших свобод. Именно с этого времени и вплоть до 1913 года в Москве наблюдался расцвет старообрядчества: строилось достаточно большое количество церквей и моленных, возводимых на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов.
Едва ли не первым после получения свободы вероисповедания был заложен храм Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке.
Историю происхождения названия местности я нашла в воспоминаниях В.Н. Милованова, прихожанина Успенского собора на Апухтинке, бывшего в те времена подростком: «Как я слышал от взрослых, название «Апухтинка» происходит не от местности, а от фамилии купчихи Апухтиной, которая когда-то имела участок, проданный братьям Новиковым под строительство храма».
Правда, на самом деле, земля, на которой впоследствии был построен храм, принадлежала семье Шибаевых, а мраморщик Иван Иванович Новиков был одним из основных инвесторов строительства.
Храм был построен по проекту архитектора Николая Дмитриевича Поликарпова. Проект досконально повторял все формы одноимённого собора в Кремле, за исключением западного и восточного фасадов. С запада к объёму, скопированному с кремлёвского собора, примыкала ещё одна ячейка, под плоской кровлей. Над ней возвышалась квадратная колокольня с небольшой главкой.
Источник фото -
https://pastvu.com/p/51252 В восточной части храм имел сильно развитую алтарную часть, состоявшую из прямоугольного объёма, так же как и западная ячейка, под плоской кровлей. К нему примыкала двухъярусная апсида с главкой над нижним ярусом. В остальном сходство с оригиналом было полное, вплоть до мельчайших деталей.
Для сравнения фото 1910-х гг. и наших дней.
Внутри здания был установлен иконостас, также «по образцу» иконостаса Успенского собора в Кремле. «Пятиярусный иконостас весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненный Ф.Я. Мишуковым. У престола семисвещник древнего рисунка работы Д.М. Шелапутина, исполнившего с замечательным искусством для этого храма по старинным образцам подсвечники, лампады и другую утварь» («Церковь», № 45, 1908 год).
https://pastvu.com/p/69376 «Боковые стены внутри храма были плотно заставлены рядами икон, опять-таки, как в кремлёвском Успенском. Так что живописи было много, а архитектурные детали занимали скромное место. Этим Апухтинка выгодно отличалась от других старообрядческих храмов с обилием украшений купеческого стиля.» (снова из воспоминаний Милованова В.Н.)
Старообрядцы признают лишь древнерусский стиль иконописи, поэтому храм стал хранилищем огромного числа ценнейших икон XIV - XVII веков, которые братья Аркадий Иванович и Иван Иванович Новиковы собирали по всей России. «В церкви Успения у Покровской заставы … находятся редкие иконы византийского и новгородского искусства.» (писал один из исследователей древнерусского искусства А.В.Грищенко. «Вопросы Живописи», выпуск 3-й, издание автора, М., 1917 г.)
Известный знаток древнерусского искусства П.П. Муратов проникновенно писал о Новиковском (по его выражению) храме: «Впечатление глубокой цельности и тонкой красоты производит такая церковь, как храм Успения у Покровской заставы, созданный не знающим усталости усердием, не знающей ошибок любовью к старине...… Здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская Церковь...… Даже после краткого пребывания в храме Успения каждый унесёт с собой воспоминание об искусстве светлом, украшающем и бесконечно мудром в своих древних традициях. Этот единственный в столице храм, где терпеливо подобран полный ансамбль древнего живописного и предметного украшения. Церковь у Покровской заставы полна драгоценных и прекрасных икон, сияющих своими подлинными красками на фоне старой басмы иконостаса, рядом со строго выисканной старинной утварью».
Огромный храм на Апухтинке, включая и его внутреннее оформление, был завершён полностью к 1917 году - 19 мая был торжественно освящён последний придел храма, во имя Св. Троицы. И буквально через несколько месяцев храм прекратил работу. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 года был окончательно закрыт и превращён в общежитие завода "Станколит". Церковь была перестроена до неузнаваемости: исчезли главы, колокольня, исчезло всё внутреннее убранство. Здание было разделено на этажи, пробиты новые и растёсаны старые окна, добавлены балконы - жилая рядовая постройка. Большая часть икон была изъята, хотя некоторые святыни прихожанам удалось перенести в храмы на Рогожском. Самые ценные иконы были отобраны в Третьяковскую галерею (32 иконы). Там же оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма. Одна из икон, происходящая из Успенского собора на Апухтинке, есть и в Музее имени Андрея Рублёва. Менее ценные иконы были уничтожены.
К трагической судьбе храма можно ещё добавить, что его создатели братья Новиковы были в 1939 г. расстреляны.
Фото 1967 года (
https://pastvu.com/p/69370)
Более чем на 70 лет о былом великолепии храма на Апухтинке практически полностью забыли, но в 2009 году краеведу и исследователю истории староверия Вере Николаевне Анисимовой удалось добиться включения храма в реестр объектов культурного наследия города Москвы.
К сожалению, на внешнем состоянии храма это решение никак не отразилось. Лишь порой в нашем дворе стали появляться группки туристов, фотографирующих невзрачный барак, вызывая этим недоумённые взгляды местных жителей.
Бывший вход в храм с западной стороны. Под лестницей был вход в нижний храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Бывшая алтарная часть нижнего храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
И чувствуя бездействие властей, храм, похоже, решил действовать самостоятельно, сбрасывая с себя неприятную ему штукатурку и обнажая оригинальную кладку, являя старожилам черты своего первоначального облика.
Здесь хорошо видно границу старой и новой кладок, практически полностью обнажена храмовая закомара.
К сожалению, история храма Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке для нашего района вполне типичная - похожая трагическая участь с перестройкой и переквалификацией постигла ещё два старообрядческих храма на Таганке. И хотя аварийным их состояние не назовёшь, в нынешнем их облике сложно опознать былые старообрядческие святыни.
Первый из них уж точно не раз видели жители нашего района, а возможно в него водили своих деток и другие москвичи. Ведь находится он в глубине Таганского парка и представляет собой на текущий момент кукольный театр (Московский детский Сказочный театр -
http://skazkateatr.ru/). Вот он, как пишут на сайте, «нежно-розового» цвета, вызывающий, благодаря своей башенке, ассоциации со сказочным замком.
Но на самом деле, это никакой не замок, а бывшая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каринкинской старообрядческой общины, а замковая башня - бывшая церковная колокольня.
Первоначально для Каринкинской общины Т.Ф. Борисовым в XIX веке был построен молитвенный дом, однако во времена гонений на старообрядчество судебным постановлением было предписано подвергнуть Борисова тюремному заключению, а моленную - сломать. Тем не менее, и община, и молитвенный дом продолжали существовать.
Весной 1909 года, уже после получения староверами свободы вероисповедания, было решено придать молитвенному дому церковный вид, соорудить колокольню и ограду со Святыми воротами. Работы начались 7 мая 1909 года и закончились к осени этого же года. Строительство велось под наблюдением Петра Викентьевича Харко, одного из мастеров московского модерна, имевшего к тому времени опыт сооружения доходных домов и храма Московской Губернии.
22 ноября 1909 года на колокольню были подняты 9 колоколов, отлитых на ярославском заводе «Товарищества Оловянишниковых». Самый большой колокол весил 250 пудов (именно он уцелел в советское время среди реквизита МХАТа и является сейчас самым большим на Рогожской Колокольне), их общий вес - 400 пудов. Средства на изготовление колоколов пожертвовала благотворительница Ф.Е. Морозова.
Рис. из журнала "Церковь".
http://sobory.ru/photo/262746 Благодаря сооружению колокольни, святых ворот ограды, декоративному украшению стен здания скромный молитвенный дом превратился в красивый и нарядный храм, внешним видом напоминающий древнерусские постройки. Внутреннее благоукрашение храма продолжалось несколько лет.
Поначалу Каринкинской церкви повезло - после революции она не была закрыта, но в 1935 году было принято решение её ликвидировать, и 22 июня храм был закрыт, а его помещение передано для заочных курсов Наркомзема. В последующие годы церковное здание использовали самые разные организации: с 1940-х - фабрика, в 1965-1990 гг. - Центральное конструкторско-технологическое бюро по ремонту электрооборудования Министерства электротехнической промышленности СССР.
Однако до передачи церкви текущим хозяевам и последнего ремонта, она ещё сохраняла некоторые изначальные черты.
Фото 1987 года (
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=188157)
На этих фото видно, что шатровая колокольня ещё не обезображена, не уничтожены её белокаменные декоративные украшения, не заложен наглухо колокольный ярус. Причём это можно увидеть на фотографиях вплоть до 1996 года.
https://pastvu.com/p/205072 И ещё раз напомню, как выглядит колокольня в наши дни.
В те же 90-е годы ещё можно было увидеть колокольный портал.
https://pastvu.com/p/75391 Сейчас же он наглухо закрыт железными воротами театра.
И напоследок покажу, как выглядит храм сейчас с северной стороны:
А самый последний объект моего рассказа - здание Российской Академии Предпринимательства на Малой Андроньевской. В этом ракурсе в здании с трудом угадываются черты бывшей церкви.
Но если обойти это здание и посмотреть на него со двора, то вашему взгляду откроется уже совсем другая картина.
Знакомьтесь - это бывшая Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, построенная в 1910-1912 гг.по проекту архитектора Ильи Бондаренко, ученика Шехтеля, уже тогда известного своим интересом к русскому искусству и к русской старине.
http://sergij-german.livejournal.com/109616.html Пятиглавый храм с хорами строился из новых для начала ХХ века материалов и по новым технологиям: его своды и купола выполнены в железобетоне, причём последние опирались не на свод, а на конструкцию железной фермы кровли. Отдельно стоящая колокольня завершалась железным восьмигранным шпилем. К вместительным хорам примыкала немалая ризница.
По авторитетным свидетельствам искусствоведов, Бондаренко в проекте Никольского храма «стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Он вводит в употребление свой особенный приём: на реальном теле храма „рисуется“ еще один». Украшенный в такой манере арками, декоративными элементами и выступами апсид нарядный церковный фасад был призван вызывать сугубо торжественное и молитвенное настроение. С южной стороны и сейчас можно увидеть, как это оказалось реализовано: в кирпичной кладке стены храма выложен силуэт трёхглавой церкви. Тот же мотив был применён и в оформлении крыльца с западной стороны: его венчали три маленьких декоративных шатра с луковичными главками и крестами.
Здание имеет в длину 30 метров, а в ширину - 14 метров. Высокие узкие окна западного основного входа были забраны в затейливые решётки. Храм вмещал до 1000 человек. При его строительстве широко применялся столь модный в начале ХХ века бетон. Стоимость строительства вчерне составила 70 000 рублей, окончательная превысила 120 000 рублей. Здание церкви состояло из собственно храмового пространства, алтаря, притвора, двух обязательно отдельных раздевален (мужской и женской), исповедальни и паперти. Великолепный иконостас был выполнен в древнерусском стиле, царские, южные и северные двери расписаны знаменитым мстёрским иконописцем Брагиным. Храм украшали тщательно подобранные редкие и древние иконы, среди которых было 20 икон XVII века. Храмовой святыней почиталась небольшая (25х25 см) икона Николы Чудотворца XVI века, находившаяся за правым клиросом и убранная в драгоценный оклад.
Четырехъярусная колокольня высотой 18 метров была пристроена к храму с северной стороны, оставляя открытым его великолепный фасад. В нижнем первом этаже колокольни размещалось помещение для заседания Совета общины, а затем и Главного церковного совета, во втором этаже - библиотека, на третьем - комната с русской печью для пономаря. На колокольне размещались 9 колоколов общим весом почти в 300 пудов.
Храм был отобран у верующих и закрыт в ноябре 1929 г., 10 декабря с колокольни сбросили все колокола, 11 декабря в Музейный фонд забрали все церковные сокровища: иконы, складни, кресты, платы, облачения, 13 декабря - мебель и несгораемый шкаф, 14 декабря из храма были изъяты серебряные венцы, кадила, лампады, оклады, лжицы, звездицы общим весом в 10 кг, а напоследок экспроприаторы захватили с собой даже неисправную пишущую машинку фирмы «Смис», что аккуратно отразили в протоколе.
При советской власти в здании размещался клуб швейного объединения «Пионер». Храм неоднократно подвергался варварским разрушениям и переделкам: главы и барабаны сломаны, внутренняя и внешняя отделка в стиле модерн полностью уничтожена.
В начале 90-х здание было приватизировано. Некоторое время там располагался штаб партии «Союза правых сил».
Недавно Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры внесло здание в свой «Перечень вновь выявленных памятников истории и культуры, предложенных к постановке под охрану государства», однако на судьбе здания это пока никак не отразилось.
Такова история трёх некогда красивых зданий нашего района, сейчас практически полностью лишённых индивидуальности.
И, к сожалению, таких историй о Москве можно рассказать ещё немало...
Литература:
В.Н. Милованов. Старые фотографии (воспоминания об Апухтинке).
В.Н.Анисимова. Новиковъ в Москве.
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-10-06-1128 В.Н.Анисимова. К 100-летию освящения храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы на Апухтинке (Москва). Иконы из собрания А.И. и И.И.Новиковых.
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-12-19-1454 В.Ф.Козлов. «Москва Старообрядческая» М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2011
А.В.Знатнов. История Московского кафедрального собора иже во святых отца нашего Николы Мирликийского. К 100-летию основания древлеправославной Никольско-Рогожской общины.