(no subject)

Oct 18, 2021 22:04


Вчерашний каприз Нейробашкорта (https://www.instagram.com/p/CVHvSSisE39/...) напомнил «Похищение Европы» Валентина Серова - одну из из главных картин моего детства. Картин у меня было много: полтора десятка наборов репродукций из лучших музеев мира - отец коллекционировал их ещё до женитьбы, это было его приданое (маминым была Большая советская энциклопедия, но это другая история). Эрмитаж (все нечетные почему-то выпуски), пара третьяковок; таганрогский областной музей); кажется, Прадо; Рембрандт, «Шедевры западноевропейских художников» - раскладывать, рассматривать эти сокровища можно было подолгу. «Похищение…» поражало опрокинутой перспективой, красками без полутонов и чарующим их сочетанием: мощный коричнево-рыжий круп быка замшево выступал на разбелённом голубом. Казалось, море - схематического дельфина, смешные синие крапинки на водной глади - рисовал ребёнок, задумчивую долговязую Европу - подросток, и лишь могучий бык был выписан смелой рукой мастера: властный поворот величественной головы, угрюмый взгляд из-под нависших век, восхитительные лирообразные рога. Я же не знала, что современников Серова картина удивила не меньше: ошеломительно сильный ритм, необычная колористика сделали картину новым словом в модернистской живописи.









Похищенная Европа настигла меня в юности, на этот раз благодаря книге - сборнику повестей Юрия Яковлева. Что называется, литература для детей и юношества: эти душещипательные коллизии, этих героев без полутонов сегодня предлагают для анализа на ОГЭ и ЕГЭ, а старшеклассники искренне недоумевают: зачем героям сочувствовать, надо было заниматься личностным ростом, что же они.

Но Яковлев писал тоньше прочих, и была в сборнике повесть совсем особенная - «Трудная коррида». Между старшеклассником и молодой учительницей вспыхивает сильное чувство, но они гибнут в туристическом походе; старший товарищ погибшего юноши бесконечно переживает трагедию - это могло бы показаться прямолинейным слезовыжиманием, если бы не искренность изложения, не пронзительная точность деталей и не богатейший культурный фон.

В «Трудной корриде» говорилось о наскальных рисунках Гобустана, о вымышленном математике Бурбаки, о любви актрисы Лючии Бозе и матадора Луиса Домингима - только в одном месте я спотыкалась всякий раз: повествователь, уже после гибели Генки и Майи Викторовны, случайно оказавшись в обычной московской квартире, видит на стене «знаменитую серовскую картину "Похищение Европы", и не копию, а написанную самим Серовым». Затем полотно словно бы приходит в движение, и автор ощущает себя быком, со спины которого героиня снова и снова соскальзывает в пучину волн. Пассаж был прекрасно постмодернистский, но абсолютно не верилось в знаменитое полотно в обычной квартире вот так запросто.

Сегодня ночью я заглянула в Википедию: Серов создал шесть вариантов картины; наиболее завершённый (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. В 1999 году работа была приобретена у наследников для частного собрания Вячеслава Кантора. Вячеслав Кантор - один из богатейших людей России и мира.

Previous post Next post
Up