Инструкция по организации самостоятельного путешествия здесь:
http://olga-kulaj.livejournal.com/2010.html Дни 8-9-й, 5 и 6 июля.Переезд из Пасси в Шамони. Ледник Мер де Гляс. Глобальное потепление.
Сегодня выезжаем из отеля.
Всего 7 дней проживания вдвоем в Le Fontenai стоили нам 410,6 е.
В том числе - проживание 266е., городской налог 5,6е., завтраки 119 е., трансфер от Салланша 20е.
Приехав домой, я написала отзывы на Букинге и Трипэдвайзере. Несмотря на то, что в номерах очень слабое освещение (и при такой экономии почему-то обычные лампы накаливания, а не энергосберегающие), в целом, мы очень довольны.
Нюанс: поскольку штампы в паспортах при въезде в Шенген нам поставили в Вене (Австрия), при выезде - в Женеве (Швейцария), а виза у нас -французская, то на будущее, для подтверждения того, что мы действительно были во Франции, мы попросили в отеле чек с нашей фамилией.
Взяли чемодан и рюкзачки, и поехали автобусом в Сен-Жерве. Там, если бы не ремонт дороги, была бы пересадка на поезд в Шамони, а в связи с ремонтом, ходит автобус, билет на который тоже покупается в ж-д кассе.
Здесь заканчивается наш «расслабон» по языкам. Дальше уже не будет на рецепции харьковчанки Юли, которая все объяснит и всегда поможет. Да и в прогулках по малолюдным горам или в таком же малолюдном Пасси у нас не было большой потребности в общении.
Я еще дома поняла свою ошибку в планировании отдыха. Надо было сначала - в Шамони с его кучей впечатлений, тусовкой и т.п., а потом - расслабиться на природе в Пасси. Но отели уже были забронированы и мы ничего не стали менять.
Кто едет во Францию, полезно знать аббревиатуру SNCF - для француза это - то же, что для украинца «Укрзалізниця». Произносится «эсенцеэф», и это слово рекомендую добавлять в вопрос «у э ля гар?» (где вокзал), т.к. может быть вокзал разных зубчатых поездов, трамвая дю Монблан и т.п.
Водитель огромного автобуса - женщина лет 50, на горных дорогах она - настоящий джигит :)
1.По дороге из окна автобуса фотографируем места, где мы бродили.
Приехали в Сен-Жерве, начали оглядываться, а времени на пересадку мало. К водителю подошел мальчик лет 15, по-видимому, сын, они обнялись, и она направила мальчика к нам.
И тут он нам говорит: «Я немного говорю по-русски, могу вам помочь.» Ура! Мы сказали, куда едем, он показал, где кассы, и где нас будет ждать автобус. Мы поблагодарили, мальчик побежал к маме, радостно обнялись - ну, конечно, можно гордиться ребенком - применил свои познания и людям помог.
Купили билет, а дежурный по вокзалу закомпостировал, и показал наш автобус. Как люди работают! Еще не успеешь попросить о помощи, а они уже помогают!
В Шамони два раза спрашивали дорогу, хоть идти оказалось очень близко. Хорошо, что при посадке в автобус я показала водителю адрес нашего отеля и его расположение на карте, а то поехали бы до конечной - ж-д вокзала. Через день поняли, что задний фасад нашего отеля виден с автобусной остановки.
Отель называется Résidence Pierre & Vacances La Rivière.
Поскольку заселение с 17 час., для тех, кто больше 3-х дней, - с 14 , а мы приехали чуть позже 10, рассчитывали оставить чемодан на рецепции. А девушка меня спрашивает: «Пуркуа?» (почему). Оказывается, номер свободен, заселяют сразу. С карточки сняли депозит 200е., который возвращается при выезде, и наличными мы заплатили 12 е. городского налога за 6 дней.
На рецепции парень и две девушки. Парень хорошо говорит по-английски, девушки, как мне показалось, похуже. Нелегко им было с нами, безъязыкими! Но они терпеливо, помогая друг другу, старались все нам объяснить. Не знаю, как, но я даже поняла, что при выселении мы должны принести на рецепцию постельное белье.
Выдали нам Карты гостя, Carte d`hote, по-англ. Guest card. Дали пароль и показали, как оплатить Wi-Fi через интернет. Если вы живете не в отеле, карту гостя можно купить в Офисе туризма и в мерии за 2 е. на человека в неделю. Она позволяет бесплатно ездить по всей долине Шамони от Серво до Валлорсина поездом, автобусом и микроавтобусом Le Mulle (мы его называли осликом, т.к. на нем нарисован ослик). Это около 43 км.
Мало того, карта гостя дает скидки в музеи, в бассейн, на парковку, и даже в Мартиньи (Швейцария) - скидку на 2 франка в музей фонда Gianadda, а этот музей недешевый, около 15 фр., но в нем и Модильяни, и Пикассо, и много интересного. Надо будет себе его запланировать.
Об этом отеле я оставила на Tripadvisor и Booking такой отзыв:
«Отель в центре Шамони, можно везде ходить пешком. Персонал на рецепции очень вежливый и готов помочь. Говорят по-французски и по-английски.
Комната большая, кухонный уголок и ванна чистые. Есть туалетная бумага и 1 маленький кусочек мыла. Настоящая ванна, а не душевая кабина.
Много скрытых платежей: 2 полотенца можно взять в аренду за 6 Евро, Wi-Fi платный, 2Е в день, и не всегда хорошо работал, набор для клиннинга - 5Е. В кухне нет средств для мытья посуды, губки, полотенца. Мы, зная об этом, все брали с собой. Есть кофе-машина, но нет фильтров, есть посудомоечная машина, но нет таблеток. Есть 3 кастрюли, но одна крышка. Чайника нет. Коврика для душа нет.
Плохое освещение, даже если включить все, почитать невозможно.
Диван в разложенном виде при каждом движении издает громкие металлические звуки. Комната давно не ремонтировалась, а вытяжки в кухонном уголке нет, поэтому стены, потолок и оконные рамы не очень чистые.
Место шумное, рядом дорога, за ней горная река, дальше железная дорога, за ней еще одна автодорога. Но вечером все, кроме реки, затихает, и если закрыть все окна, спать можно.
Можно рекомендовать, если нужен отель именно в центре Шамони по невысокой (сравнительно) цене.»
2. Наш номер. Считается, что в нем можно жить вчетвером, хотя двухэтажная кровать находится в крошечном тамбуре, напротив туалета. Чтобы не задохнуться, надо держать дверь в комнату открытой.
3.
Из окна неба не видно, т.к. его заслоняет гора Brevent (читается Бреван), 2525м, а с балкона вот такой вид. Шамони - на высоте около 1030м. Если нажать на это фот о и просмотреть оригинал, то между Бреваном который слева, повыше и План Пра ( Plan Praz), которая справа, пониже, 2000м, натянут трос и едут две кабинки вместимостью 50 чел., одна -на фоне облака, другая -левее. Остальные точки в небе -парапланеристы, в том числе -прямо над станцией План Пра. Смотреть снизу -страшно. Ехать -нормально, дух захватывает от такой грандиозности природы.
4.
5. В первый день нашей целью было -поселение, закупка продуктов на 6 дней и прогулка по Шамони. Если помните, в первый день мы закупили в "Carrefоur" продуктов на 51 евро, нам хватило на неделю, еще и в Шамони привезли макароны, оливковое и сливочное масло, немного сыра. Здесь супермаркет "Super U" в зоне пешеходной досягаемости, поэтому продукты решили покупать на 2-3 дня и не забывать, что он открыт до 19.30, в воскресенье -до 12 час. Есть сеть небольших супермаркетов "Casino", такой был и в Пасси, но там почти все значительно дороже, хотя сок и некоторые сыры мы там покупали. Во всех супермаркетах выгодно покупать не только акционный товар, но и товар, произведеный для этой сети, и на ценнике значок "Super U","Casino" и т.п.
.
6.Это -фреска с первыми и наиболее известными восходителями на Монблан.Здесь есть и почти наши современники.
В верхнем окне Мари Паради ( Marie Paradis), именем которой названа улица, на которой мы жили. Она достигла Монблана в 1808г. в связке с Жаком Бальма- первым восходителем на Монблан. А на левом балконе - Генриетта д’Анжевиль (Henriette d’Angeville), достигшая вершины в 1838г. и почему-то считающаяся первой женщиной-альпинисткой. Может кто-нибудь прояснит мне , почему так? Неужели из-за того, что Мари была простой официанткой, а Генриетта -голубых кровей? Вообще -здесь все -геройские ребята. Вон тот, справа, в желтой курточке, побывал на Дрю (3754м) сто ! раз по восьми маршрутам. Ниже на фотографиях, вы увидите, что такое пик Дрю. Большинство этих имен мы встречали в Шамони в названиях улиц.
А внизу (извините за плохую резкость) стоит мой любимый, мечтающий тоже присоединиться к этим геройским ребятам, а также к многим другим, побывавшим на крыше Европы.
7.Река Арва -очень бурная и мутная.
8.Мишель-Габриэль Паккар (Michel-Gabriel Paccard), врач, - первый восходитель на Монблан, 4810м 8 августа 1786 года вдвоем с Жаком Бальма, гидом и собирателем кристаллов.Этот день можно считать днем рождения альпинизма.
В 1794 году Паккар стал мэром Шамони.
Еще одна загадка -почему памятник ему поставили сравнительно недавно, уже по настоянию жителей Шамони?
А памятник Бальма и Соссюру стоит давно .
9.Памятник Бальма и Соссюру . Полное имя - Орас Бенедикт де Соссюр (Horace-Benedict de Saussure), ученый.
Соссюр в 1760г. предложил награду тому, кто первый поднимется на Монблан. Он же был третим , кто побывал на вершие (во втором восхождении, через год после первого). Бальма показывает на Монблан.
11.
12.Вечереет
13.
14.А отсюда мы завтра поедем по зубчатому рельсу на Монтенвер, высота 1913м, смотреть на ледник Мер де Гляс. 103 года назад по зубчатому рельсу ездили такие поезда.
15.Здание, облицованное природным камнем - Espace Tairraz. В нем- галерея кристаллов и музей альпинизма. Фотографировать там нельзя, но поверьте на слово, там стоит побывать. Кристаллы -со всего света, но в основном -из Альп. Очень красивые, большие, много, и красиво подсвечены. Это вам не выставка-продажа самоцветов. Я покажу только кристаллы, сфотографированные в офисе туризма и в гроте кристаллов возле Мер де Гляс. В галерее кристалов есть похожие.
Музей альпинизма тоже интересный со всякими интерактивными штучками, которые начинаются сразу при входе. Сделайте несколько шагов и оглянитесь назад. Там есть и кинозальчик, где непрерывно идут 5 документальных фильмов о скалолазании и альпинизме. Вход в Espace Tairraz - 5 е., с картой гостя - 4.
16.Наш отель
17. Здесь - вечер, а на Монблане еще солнышко.
6 июля, день 9-й.
Долго спать нельзя, т.к. подъемники прекращают работу довольно рано, на некоторых последний спуск в 16.45, на некоторых в 18.30. Так что самые красивые фотографии (утро и вечер) можно сделать, только заночевав в рефюже ( приюте), или если спускаться пешочком несколько часов. Покупаем на станции Multipass на 3 дня. На двоих -это 160е. И мы их откатали по полной! Если бы покупали билеты на подъемники, то заплатили бы около 230е. Студенческих скидок нет, есть скидки для детей, для семей (мама, папа, ребенок) и для "сеньоров", но т.к. нам еще нет 65 лет, то мы к их числу не принадлежим. Это была самая большая наша покупка, но мы ее планировали. Мультипасс действует на все виды подъемников, в т.ч на Трамвай дю Монблан, и даже можно , поднявшись на Эйгюий дю Миди, 3842м, перевалить на Италию, станция Helbronner. Кстати один такой рейс туда и обратно стоит78е., а мультипасс на 1 день 54е. На Эйгюий дю Миди мы были в прошлом году. Впечатлило, но от нехватки кислорода сердце постукивало, когда поднялись на несколько ступенек. Внизу было +30, наверху +2.
18.Едем красненьким поездом по зубчатому рельсу на Мер де Гляс.
19. Ну, что здесь комментировать? Ах! И все.
20.Станция Монтенвер была построена в 1908г. Тогда ледник доходил почти до уровня станции. Сейчас мы подъедем, и канатной дорогой немного спустимся вниз. А потом долго и скучно будем спускаться вниз по ступенькам. На самом деле, не скучно, т.к. много красоты вокруг. А еще интересно рассматривать группы людей на леднике. На фотографиях они кажутся точками, так же как камни. Но если нажать на "оригнал", можно увидень, что "точки" вертикальные. Это - люди и их там много. В вокзале есть кафе, туалет, сувенирный магазин с хорошими сувенирами и не заоблачными ценами, хоть и на высоте 1913м.
21. Если пройти прямо за вокзал, там - небольшая пещера кристаллов. Фото плохое, но кристаллы - бесподобны.
22. Хорошие люди нас сфотографировали.
22.
23.Так это выглядело в 1908г. Видите, где был ледник?
24. А так это строилось.
25. Нам туда, вниз, в ледяные пещеры.
26. Еще 100 лет назад все это было заполнено льдом выше уровня кафе, которое видно справа.
27. Но не надо ходить далеко в глубь столетий. Вот уровень ледника 10!!! лет назад. А нам еще спускаться и спускаться.
28.
29. Уровень восемь лет назад. Почему это происходит? Ледник двигался и таял всегда. Но из-за глобального потепления зимы стали теплее и менее снежными, и осадков теперь выпадает меньше, чем тает. Ледник - это не только красота, это -питьевая вода. И каждый из нас вносит большой или маленький вклад в глобальное потепление. Грустно.
30.
31.Оттуда мы спустились.
32.Заходим в пещеру
33.
34.Хорошо, что ветровка была в рюкзаке. Не жарко.
35.Здесь рассказывается о том, как строилась дорога, и что жители Шамони сначала сопротивлялись, хотели сохранить природу. Вот такой был менталитет европейских крестьян в 1892г. У нас до сих пор не все знают слово "природа". Утрирую, конечно, но вы понимаете, о чем я.
36.Возвращаемся.
37.
38 .Рододендроны цветут. Много. А фотографии неудачные -1. потому что из окна канатной дороги, 2. яркое солнце. 3. фотограф - не профессионал. Наверно, с этого и надо было начинать. А то как в анекдоте:"Почему пушка не стреляла? - Было 16 причин, и начинает перечислять, и последняя причина - не заряжена была.
Так прошла первая половина дня. Пообедаем и следующий пост - подъем на Бреван, 2525м, (на русских картах - Бревент).