Музей уникальный, интересный как взрослым, так и детям. Сромув - небольшая деревня, чуть больше 170 жителей, находится в 80 км от Варшавы. Мы за одну поездку 19 июня 2018 г. убили несколько "зайцев" - побывали в Cромуве, в скансене в с. Маужице, в г. Ловиче, который является центром знаменитой ловичской вытынанки, и посетили термальные бассейны в Мщонуве. О трех последних объектах расскажу позже, а нашей главной целью был именно Народный музей Бжозовских. Уникален он и тем, что фигурки двигаются и играет музыка.
Будете искать в интернете, можете задать "MUZEUM LUDOWE RODZINY BRZOZOWSKICH W SROMOWIE".
1. А за спинами гостей - сказка о лисичке и журавле, в украинском фольклоре есть такая же. И боцяном его называют во многих регионах, если что-то кто-то быстро проглотил, то "як боцян жабу" :) .
2. Село Сромув небогатое, но аккуратное. Мы заметили , что в поле немало длинных-длинных огородов с монокультурой - укропом, свеклой, морковкой. (Я еще столько укропа не видела). Догадываемся, что овощи идут на Ловичский консервный завод, очень известный. Если увидите банки с разноцветными полосками (как традиционные юбки в этих местах) или на зеленом листике надпись Lowicz, можно брать, нам все понравилось, что пробовали.
3.
4. Мы уже рядом с усадьбой Бжозовских. Надпись на табличке гласит, что эта композиция сооружена в память о посещении Святым Отцом Иоанном Павлом II земли Ловичской 14 июня 1999г. Выполнено семьей Бжозовских.
5. Перед посещением музея лучше позвонить, договориться о времени. Мы приехали без предупреждения, позвонили нынешнему владельцу музея, пану Войцеху Бжозовскому, сыну основателя, Юлиана Бжозовского. Он сказал, что сейчас занят экскурсией (а мы видели большой автобус), освободится через полчаса. Но скучать нам не пришлось, так как двор, где размещены четыре здания музея, тоже очень интересный.
6. Уже в начале экскурсии нас встречает пара из Ловича, которая здоровается с гостями за руку.
7. А я показываю вам, как сайт называется.
Вот что пишет сайт: "Народный музей семьи Бжозовских состоит из липовых скульптур ручной работы, красочных вырезок (вытынанок), пауков, картин и вышивки.
Более 400 фигур изображают религиозные праздники и сцены из жизни села Лович. Также были сделаны фигуры из истории нашей страны и спорта.
Кроме того, в двух павильонах можно увидеть более 30 конных экипажей из окрестностей Ловича."
8.
9.
10. И вот мы в музее. В первом здании более 400 движущихся фигур. Здесь и рождественский вертеп, и рыбаки на реке Бзуре, и процессия на празднике Bożego Ciała (Тела Господня, в православии нет аналогичного праздника, а в Польше - даже выходной), и группа польских гусар, и ловичская свадьба...
11.
Видео 1, 15 сек.
Click to view
12.
Видео 2 , 29 сек.
Click to view
13.
14. Пан Войцех показывает нам, как работает эта механика. А это действительно, механика, а не электричество. (Извините за качество фото)
15. А это - вытынанки Ловичского края. В украинской традиции вытынанки тоже есть, но белые. А в Ловиче и окрестностях их вырезают из цветной бумаги. Вырезают довольно грубыми ножницами для стрижки овец. Как им это удается? Я в них влюбилась так же, как в украинскую Петриковскую роспись.
И популярны они в Польше так же, как у нас Петриковка. Можно и в Варшаве купить изделия с подобным принтом - блокноты, сумки, чехлы для телефонов и многое другое.
16. С сайта: "Музей спонсируется только частными фондами семьи Бжозовских, которые ежедневно заботятся о сохранении и расширении экспозиции.
Основателем музея был Юлиан Бжозовский, родившийся 26 февраля 1925 года в Zabostowie Dużym.
Он приехал в Сромув в 1952 году, женившись на Ванде Васиоте. Юлиан Бжозовский был фермером и работал на ферме площадью 9 га. Он интересовался резьбой с раннего возраста, но первые фигурки для музея он начал вырезать примерно в 1955 году. Первоначально резьба выполнялась на кухне, где его жена готовила обеды. В основном он собирал дрова зимой, когда в деревне больше времени. Изначально резные фигуры хранились в двух жилых комнатах, а затем и в гараже. Около 300 фигур ждали публичного показа почти 20 лет. "
Умер Юлиан Бжозовский в 2002 году.
17. В композиции "Времена года" лыжники не абстрактные, а конкретные. Здесь Камил Стох показывает свой чемпионский прыжок, сразу за ним мчится Адам Малыш, а рядом с ними машут нам Юстина Ковальчик и Збигнев Бродка
Видео 3. 39 сек.
Click to view
18. Над нашими головами висят красочные «Пауки», которые заменили люстры в ловичских хатах.
19. Здесь - деревянные статуэтки конкретных людей, с фамилиями и родом занятий.
20. Брат Юлиана, Кристиан Бжозовски, который живет во Влоцлавеке, также умеет резать. В музее в Сромово можно увидеть его барельефы «Современная польская история в скульптуре»
21. Юлиан Бжозовский построил первый выставочный павильон на деньги, полученные от фермы. Официальное открытие состоялось 30 июля 1972 года. Все механизмы были спроектированы и изготовлены им самим.
Видео 4, 13 сек.
Click to view
22.
Видео, 7 сек.
Click to view
23. Мать Юлиана, Францишка Бжозовская, была талантливой мастерицей вырезания и вышивки, она делала красивых ловичских пауков и разноцветные цветы из папиросной бумаги (умерла в 1974 году).
Ее брат, Станислав Войцеховский, также был скульптором, к сожалению, его работы не сохранились до наших дней. Когда Юлиан навестил своего дядю, он был в восторге от его фигурок, особенно от музыкантов, которые начинали двигаться при повороте рукоятки. Возможно, это и вдохновило его на создание музея.
24.
25.
26.
27. Эта экспозиция нас повеселила. Все такое активное - прялки крутятся, кот пытается играть мячиком... А какие интерсные ходунки у старшего ребенка!
28.
29. Войцех Бжозовский возле портрета матери, Ванды. Жена Юлиана Ванда Бжозовская (1931-2003) всегда поддерживала мужа в его необычных планах. Она сама делала ловичских пауков, вытынанки и букеты из папиросной бумаги.
С сайта музея:
" В настоящее время владельцами музея являются Рената и Войцех Бжозовские. Войцех (сын Юлиана) занимается скульптурой с середины 1980-х годов. Его фигурки прикреплены к движущимся сценам и их можно увидеть во всех павильонах и в саду рядом с музеем. Войцех управляет фермой площадью 10 гектаров и заботится о содержании музея. Его жена Рената занимается созданием ловичских пауков , которых можно увидеть в музее. "
30. особого мастерства требует вырезание таких картин, где бумага не складывается пополам, т.к. рисунок не симметричный.
По-моему, здесь изображен "обливаний понеділок" (понедельник после Пасхи), когда люди, веря, что вода в этот день становится целебной, обливают друг друга, особенно парни девушек.
31. В музее есть механизмы, которые дети могут приводить в движение.
32. Традиционные костюмы Ловичского края.
33.
34. В двух других зданиях разместилась коллекция конных экипажей, а также сбруи и сельськохозяйственного орудия. Вот тут мой муж вспомнил свое детство и хоть почти не знает польского, нашел общий язык с паном Войцехом. Вспомнил, как молотили цепами, как сбивали масло, как на зиму ставили кросна (ткацкий станок) на полкухни... И слов очень много общих у белоруса, знающего украинский, и у поляка. Стодола - она и в Польше стодола, там сено хранят.
А такую посудину для зерна, как на этом фото, даже я помню, но досталась она нам от бабушки.
35. А здесь конь реагирует на щелчки кнута движениями хвоста и ушей.
Видео 5, 21 сек.
Click to view
36. Бондарь мастерит бочку.
37.
38.
39. Дом, в котоом жил с емьей Юлиан Бжозовский, основатель музея, талантливый человек.
40. Вход в одно из зданий музей. "Вейсьце" - это "вход", а "выйсьце" - выход.
41. А здесь целая галерея ловичских вытынанок. И я одну купила. Цена очень гуманная. Дома оформила в темно-коричневую рамку, и уже три года она висит, нас радует.
В музее нет фиксированной цены, посетители оставляют благотворительный взнос.
42. На картинах - девушки в традиционных полосатых юбках.
43. Оказывается и в Польше, как в Украине, на Рождество делают из соломы дидуха.
44.
45. Едут на ярмарку. А поросята визжат и ушами шевелят.
46.
47.
48. Во всех этих местах мы побывали за время своего пребывания в Варшаве, кроме Валевице. И все они по-своему интересны. В Маужице поедем сразу после Сромува.
49. Видно, что в селе живут творческие люди.
50. А еще интересно, что поскольку дома только с одной стороны улицы, а с другой -поле, то насажали цветов не только во дворе и возле него, а и через дорогу.
51.