Jul 26, 2013 00:08
В середине мая я побывала в Армении, первый раз.
У меня в Ереване живет замечательная подруга детства, Вартуи. История нашей дружбы похожа на детектив. В детстве мы жили в одном военном городке и учились в одном классе. Вартуи была умница, красавица и, нет, не спортсменка, а председатель совета дружины, оставаясь при этом замечательным другом. У нас была мечта. Мы хотели посвятить свою жизнь физике, стать вторыми мариями склодовскими-кюри. На худой конец, ...космонавтшами. Дети! Но в этом была романтика, очарование юности и вера в свои силы. Потом мы разъехались, и школу я заканчивала в Степанакерте, столице Карабаха. Больше того, мы потерялись. Переезды, новые школы, друзья, учеба в московском институте...
И вот, в конце 1 курса к нам в общагу пришла Вартуи со своим будущим мужем. Они учились в МФТИ. Мечта о Марии Склодовской приобретала реальные формы. Через пару лет мы опять потерялись, теперь уже на десятки лет.
Краем уха до меня доходили слухи, что отец у Вартуи стал большим человеком, генералом СА. Про нее-тишина. И вот лет 10 назад через "Одноклассники" мы нашли друг друга. К тому моменту я уже много лет жила в Подмосковье, а подруга - в Ереване. Но, самое удивительное, за это время неведения был у нас в жизни период в одиннадцать лет, когда мы жили в одном и том же городе, Ворошиловграде, ходили по одним и тем же улицам, и не знали, что на расстоянии вытянутой руки находится подруга. Вартуи работала в одном ВУЗе города, а я-другом.
Теперь же мы постоянно поддерживаем связь. Кстати, мечты о достопамятной Марии частично осуществились: подруга - преподаватель физики, я - инженер. Она была в гостях у меня несколько раз, а я решила побывать у нее в Армении.
Первые несколько дней мы посвятили осмотру достопримечательностей рядом с Ереваном, побывали в Эчмиадзине, в резиденции Католикоса. В музее нам показали огромный сосуд причудливой формы. В нем варят миро для всех армянских церквей всего мира. Это происходит раз в семь лет. При этом сюда съезжаются священнослужители со всех стран. Все очень торжественно и величественно!
Храмы производят незабываемое впечатление. Трепет охватывает от рукотворной красоты, созданной в 4-5 веках. Не буду подробно описывать всё, что мы увидели. Опишу общие впечатления и выводы.
Где бы не находились церкви, даже высоко в горах, они стоят открытыми, нет околоцерковного люда, которые на правах хозяев начинают делать замечания туристам. Заходи, ставь свечки, молись или нет, рассматривай. Это всё для тебя... Можно бросить мелочь в коробочку на входе. В одном из храмов Татева нам удалось поговорить со священником. Он долго нас благословлял словами, похожими на кавказский тост. Было трогательно и забавно.
В церкви на центральном месте стоят изображения Богоматери с младенцем. Ей молятся, она - символ жизни. А вот изображений Христа мало, а на кресте вообще не видела. Это символ смерти, ему не поклоняются.
Вообще, в Армянской церкви нет икон. Можно увидеть изображения святых, но это просто картины. Зато есть такие объекты поклонения, как хачкары. Я часто слышала фразу: "Армения - страна камней". И всегда удивлялась, почему, к примеру, Грузию не называют страной камней? Ведь тоже горная страна. Оказывается, под камнями подразумеваются такие совершенные творения рук человеческих, как хачкары. Это каменные памятники высотой полтор-два метра, на которых искусно вырезано изображение креста. Крест увит каменными кружевами. Некоторым хачкарам больше тысячи лет. Дух захватывает! Их можно встретить по всей Армении.
На четвертый день нашего путешествия по Армении мы отправились в Карабах. Все, наверно, слышали, что это непризнанная республика. Де-юре она входит в состав Азербайджана, а фактически уже двадцать лет, как самостоятельное мини-государство. Сильно влияние Армении и, конечно, ее помощь. Для меня же Степанакерт прежде всего замечательный город, в котором я заканчивала школу много лет назад.
Карабах не граничит с Арменией, но во время конфликта в начале 90-х был отвоеван небольшой перешеек, соединяющий его с Арменией, так называемый Лачинский коридор. За всё это время он расширился до размеров таки приличного холла. Без проблем мы проскочили этот тревожный участок и попали на границу с Карабахом. А тут всё по-взрослому: таможня, проверка, все дела...
Встретилась я со своими одноклассниками, даже со своей старенькой учительницей по русскому языку Розалией Ивановной. Именно она была классной руководительницей, выпускавшей наш 10-й класс. Как благодарна я ей за уроки человечности, гражданственности, которые помню все жизнь. Было много разговоров и воспоминаний... И конечно, кавказское застолье, растянувшееся на 2 дня.
Двадцать лет назад Степанакерт был изрядно разрушен из-за бомбежек. Сейчас он почти полностью восстановлен и представляет собой симпатичный приветливый городок, уютно угнездившийся в горах.
Возвращались в Ереван мимо Севана. На перевале мы увидели древнее замечательно сохранившееся каменное сооружение. Это был караван-сарай Великого Шелкового пути. Тысяча лет назад он служил пристанищем для караванов. Природа, Севан в обрамлении гор, это просто завораживающая красота.
Два последних дня был посвящен Еревану, его музеям и панорамам. Южный крупный город с национальной неповторимой архитектурой, и в то же время вполне современный и даже европейский. В нем тоже есть свой "Новый Арбат". Это Северный проспект. Сейчас его все патриоты города ругают за несовместимость с окружающей архитектурой. Ничего, страсти поулягутся, еще будут гордиться. Ночной Ереван, его центр - это совершенно очаровательное сказочное зрелище. Шахерезада отдыхает!
Вот и закончилось путешествие, из иллюминатора самолета я пофоткала горы. Большой Кавказский хребет подвел жирную черту под моим маршрутом.
Многое осталось не рассказанным.
Я много думала о Карабахе, его судьбе, его людях. Они мне очень дороги, и я не могу судить о правильности их выбора. Мне симпатична их позиция: получив независимость, они не навязывают никому своей религии, не лезут в другие республики с террором и не промышляют похищением людей. В труде они созидают и строят новое цивилизованное государство, запускают новые производства... Это заслуживает уважения.
И тем не менее, есть Азербайджан. Есть его интересы. Очень трудно развязывать конфликты, замешанные на крови.
Я от всей души хочу видеть и Армению и Азербайджан процветающими, нашедшими трудный и единственно правильный путь друг к другу.
Степанакерт,
Армения