Опера «Мертвый город» была закончена юным Эрихом Корнгольдом в 1920году и сразу же поставлена в оперных театрах Кельна и Гамбурга, вскоре обойдя многие сцены Европы. Либретто отца и сына Корнгольдов (спрятали себя за псевдонимом Paul Schott)сочинили по пьесе «Мираж» бельгийца Жоржа Роденбаха, которую тот, в свою очередь, написал по своему роману «Брюгге-смерть». Хичкоковский сюжет: он, она, смерть, видения, миражи, обольстительная красотка, холод, ярость, убийство… Но заканчивается все неплохо: главный герой исцеляется и покидает умирающий город.
Поскольку опера никогда не ставилась в нашей стране, а знающие люди обращали внимание на эту постановку, мы предприняли поездку в Хельсинки на оперу. Я бывала в Финской опере неоднократно, многое нравится (да почти все!), но только один спектакль, считаю, уступает по зрелищности постановке Мариинского театра - «Фальстаф» Кирилла Серебренникова. Так вот, постановка Kasper Holten блестяща! Это - один из лучших спектаклей вообще, видимых мною. При том, что музыка достаточно вторична (некоторые современники называли ее «ходульной»), но она оставляет такой простор и поле деятельности режиссеру и дает великолепные возможности певцам, что увлеченность действием не позволяет задумываться о несовершенстве музыкального полотна. Но какие же финны молодцы! Весь состав пел прекрасно, некоторые арии прямо-таки выжимали слезы из глаз. Драматическая актриса, исполнявшая роль Мари, умершей жены Поля и постоянно являющейся ему в видениях, постоянно находилась на сцене и, не произнеся ни слова, была одной из главных действующих лиц - играла мимикой, жестами, пластикой тела. А когда в первом акте она «запела» (голос Мари и роль Мариэтты - одно сопрано, Camilla Nylund) - нежная улыбка на мертвенном лице на приоткрытых губах и летящий живой голос (сразу и не поймешь, откуда, надо было читать либретто, а не пить шампанское), скажу, волосы зашевелились. И еще: прекрасная работа сценографа. Сцена трансформировалась из сжатой комнаты в распахнутое окно на Брюгге, вид сверху, при этом пряничные домики то светились теплым рождественским светом, то становились мертвецки темными. А сцена бреда главного героя, когда из его кровати начали вылезать радостные герои итальянских пьес! Наверное, только северная сдержанность не позволяла финнам восторженно реагировать на происходящее на сцене. Я так сидела с открытым ртом ).
Профессионально. Захватывающе. Безумно интересно. Прекрасно по вокальному исполнению. Любому посоветую.
Мариэтта - Camilla Nylund, Поль - Klaus Florian Vogt, Мари - Kirst Valve
Дирижер Mikko Franck мужественно держался на поклонах (левая нога в гипсе)
Кусочек фойе Финской оперы: войлочные спирали - инсталляция именитого художника, все растения - живые