Jul 30, 2013 01:58
Дирижер - Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик - Алексей Степанюк
Художник-постановщик - Александр орлов
Художник по костюмам - Ирина Чередникова
Ростропович говорил о максимальной звуковой выразительности произведений Щедрина. И, всякий раз, собираясь слушать музыку композитора, я внутренне собираюсь. Это, очевидно, не легкая прогулка. При этом «Кармен-сюита» - одно из любимейших моих произведений. «Конек-Горбунок» искрится смехом, а «Очарованный странник», хоть и слушала не единожды, пока не дался. Но напряжение перед премьерой снял сам Родион Константинович, которого мы повстречали в фойе театра. На наши поклоны и благодарности он ответил: «Погодите, вы еще не слышали, а вдруг не понравится?». Мне так уже хорошо стало ).
Ну, что сказать о премьере? Было грандиозно! Безусловный успех постановщика. Степанюк настолько деликатно отнесся к произведению Щедрина, что музыка, голос, звучание с первого момента до финала были главными. Ничто не отвлекало от наслаждения вкушения и музыки, и пения. При этом, действительно, как было анонсировано, техническое оснащение нового театра использовалось на полную катушку: сцена двигалась вдоль, уезжая напрямую в Тулу, и вглубь, проваливаясь в Лондон. А еще ее правдоподобно штормило! Прекрасное цветовое решение постановки в целом, изумительные костюмы. Вспоминая оперу, перебираешь в памяти сцены или детали как драгоценные камешки, наслаждаешься всем. Пришлось погрузиться в интернет, почитать про режиссера. Да, я знала, что «Очарованный странник» - тоже работа Степанюка, но все же она была выстроена под площадку Концертного зала, и, мне кажется, на сцене театра не зазвенела. А «Кармен» мне показался лишенным новизны… Что произошло сейчас, можно лишь гадать. Всеобщий подъем по поводу открытия прекрасной сцены, авторитет Гергиева и его юбилей, всеобщее обожание Родиона Константиновича и успех его произведений у публики (по-моему, три или четыре года присутствует абонемент «Щедрин» в афише театра). Точность, умная сдержанность, фантазия, да и кураж постановщиков. И, главное - желание труппы работать. Оркестр был великолепен. Солисты блистали. Хор восхищал самоотдачей (Финал оперы в исполнении хора - шедевр. Думаю, слезы на глазах были у большинства). Ей-богу, не хочется никого выделять из певцов - все были прекрасны! Уж на что я сердилась на Максакову в первом отделении, что глаза не блестели и пение казалось равнодушным, но во втором действии и она была хороша, причем визуально - так восхитительна. Порадовал Мороз - сильное, уверенное выступление. Восхитила Алиева - только ее кристальное звучание дважды провоцировало аплодисменты. Ну, все, все были хороши. А еще разговорные женщины - Гончарова и Соловьева, невозможно их не отметить. Но, безусловно, главным был Попов. Он справился с неимоверными сложностями вокала и был абсолютно гармоничен в роли как драматический актер. Свободно пел сложнейшую партию и играл так, что я стала выискивать кривизну в его образе к концу спектакля ). Собственно, драма-то и получилась: зачавшись как комедия-гротеск-карикатура все закончилось распятием и молитвенным пением «Святый боже, помилуй нас!».
Лучшая постановка Мариинского театра за последнее время и блестящее завершение фестиваля «Звезды белых ночей».
Родион Константинович, здоровья Вам! И огромная благодарность.
Мариинка,
Гергиев,
Щедрин,
опера