Часть 1.
Многие люди считают, что обучать собак очень легко: надел ошейник и поводок - и пошло дело! Если собака делает то, что ты хочешь, - угощаешь ее; если она делает то, что ты не хочешь, то корригируешь, например, рывками. Если собака ни в какую не хочет делать то, что тебе надо, - значит, она доминантная или глупая, и «ей надо всыпать».
С тех пор как были написаны первые книги по кинологии, прошло больше века. За это время знания людей значительно расширились, и подход к тренировке полностью изменился.
Теперь мы знаем, что любая собака обладает естественным талантом в обучении и что обучение - дело вовсе не такое механическое, как считалось раньше. Процесс обучения происходит по законам, которые описывает специальная наука - психология обучения.
В данной статье я привожу положения этой науки, которые мы чаще всего используем.Что такое обучение? Множество терминов - суть одна.
Раньше обучением называли только целенаправленный педагогический процесс, направленный для овладения людьми новыми знаниями. Тренировкой называли отработку определенных навыков. Дрессировкой называли комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных и безусловных рефлексов. Воспитанием называли комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (или собаки).
Сейчас же, когда механизм обучения изучен на уровне нейробиологических процессов, стало ясно, что все эти термины, по сути, обозначают одно и то же явление: изменение состояния организма под воздействием стимулов. Как бы мы ни называли систему воздействия, она все время работает по одним и тем же принципам. Поэтому нет смысла использовать множество терминов. Это только усложняет понимание того, каким образом организм усваивает новую информацию и как ему можно в этом помочь.
Современное определение обучения. Обучение - это изменение состояния организма под воздействием стимулов. Как только какой-то стимул окажет воздействие на организм, он меняет его состояние, то есть обучает его. Таким образом, обучение происходит постоянно и непрерывно. Оно начинается в момент зачатия и продолжается до момента смерти.**Согласно теории немецкого нейробиолога Геральда Хютера (Gerald Hüther)Желание учиться является врожденнымОбучение - это способ живого организма адаптироваться к окружающей среде. Поэтому у любого здорового живого существа есть врожденная способность и даже интерес к обучению.
Обучение происходит всю жизнь, от зарождения до смерти, хотя чем моложе организм, тем легче он учится. Поэтому необучаемых собак не существует. Существуют только собаки со сниженным интересом к тренировкам определенных навыков. Кроме того, на желание обучаться конкретным навыкам влияет множество различных факторов.
Как проходит процесс обучения в мозге?
Процесс обучения упрощенно можно представить как цепочку реакций в мозге: восприятие стимула органами чувств - передача воспринятых стимулов в соответствующие отделы мозга - образование эмоциональной реакции на поступившие стимулы - активация нейронов - образование и закрепление соединений между этими нейронами синоптических связей. Качество синоптических связей определяет прочность полученных знаний и мотивацию к их использованию.
Отсюда видно, что любой поступивший стимул обрабатывается сложной нервной системой, в результате чего в организме возникает целый каскад реакций. Помимо видимой реакции (поведения), происходит реакция внутри организма: выбрасываются гормоны, активизируются воспоминания, возникают эмоции, включается аналитический механизм и т.д.
Поэтому, воздействуя на собаку, мы не можем заботиться только о видимом, механическом действии. Мы должны постараться понять, какое воздействие мы оказываем на внутренний мир собаки.