Рецензия на "Гемодов" от Юлианы Лебединской

Dec 19, 2018 10:00


«Гемоды не смотрят в небо» - вещь очень злободневная.
Схема открытия «окна Овертона» описана вполне узнаваемо. «Если ты не делаешь вот этих странных и диких вещей, да и вообще - почему-то считаешь их странными и дикими, значит ты - отсталый, застрял в прошлом веке, противишься прогрессу, одним словом, лох всяческий!» Ничего не напоминает?  Если нет, то вам повезло.
У Кай ситуация доведена до крайности, окно Овертона раскрывается на теме людоедства. Начинается всё с того, что качестве блюда к столу предлагаются гемоды - искусственно выращенные люди, вроде фабрикантов Митчелла. Которые с одной стороны от людей-то ничем не отличаются, с другой - общество их за людей не признаёт. Но сколько шагов потом останется до чистого каннибализма?
И в описанном мире никто не понимает, у какой черты они оказались. Одна только главная героиня мечется, пытаясь отстаивать права гемодов. А заодно - и права всего человечества на человечность. Сейчас у нас общества по защите животных бьют тревогу и пытаются добиться уголовного наказания за издевательство над котами и собаками (и правильно делают, я считаю), в мире же «Гемодов…» - речь о том, что становится можно истязать людских существ, пусть и созданных искусственно. Что может ждать человечество за этой чертой?
Конечно, тема искусственных людей и их прав в обществе не нова. Вспомним хотя бы Филиппа Дика с его снящимися андроидам электроовцами, или Айзека Азимова с «Двухсотлетним человеком», или уже упомянутого Дэвида Митчелла с «Облачным атласом». У последнего даже была затронута тема каннибализма - фабрикантов скармливали друг другу. Но до кормления человечиной или хотя бы фабрикантщиной человеков не дошло, там этот вопрос совсем не поднимался.
Разумеется, если о чём-то уже говорилось, это не значит, что нельзя сказать снова, напомнить о важных вещах, тем более, если привнёс в тему что-то своё.
К тому же, на тему поедания человека человеком можно взглянуть и с точки зрения метафоры. Разве не готовы Хомо Сапиенсы порой «жрать» друг друга в погоне за деньгами, славой, победами? И пусть это «жрать» метафорическое, но от того бывает не менее страшным…
Как бы там ни было, «Гемоды…» читались легко, с интересом. Героям я сопереживала, реалии узнавала.
Правда, лично мне не хватило глубины мира, более всестороннего взгляда на него. По сути своей, это скорее повесть, а не роман. Но повесть - хорошая.

Юлиана Лебединская
Источник: https://author.today/review/26863

"Гемоды", отзывы, книги

Previous post Next post
Up