Люди, как известно, все разные, и учатся они тоже по-разному. Наверное, не существует универсального метода обучения, который подходил бы каждому ребенку. Существует достаточно много методик ДО - от сильно структурированных до полной свободы. Вот несколько наиболее популярных (вольный перевод отсюда:
http://www.thehomeschoolmom.com/teacherslounge/styles/ ):
- Школа дома. Этот метод использует атрибутику обычных классных занятий: учебники, рабочие тетради, более-менее строгое расписание. Это удобно для начинающих - можно просто выбрать готовые учебники-тетрадки-методички и вперед! Также можно использовать в кризисной ситуации (болезнь, переезд и т.д.). Однако постоянное использование метода школы на дому сильно ограничивает возможности, открывающиеся при переходе на домашнее обучение.
- Так называемая «Пакетная система» - Unit Studies. Родитель заранее готовит для урока «пакет» знаний на определенную тему. Если в семье дети разных возрастов, то подготавливаются подходящие для каждого ребенка задания на изучаемую тему. В пакетную систему включают математику, грамматику, и другие предметы, подгоняя их под изучаемую тему. Можно найти готовые образцы "пакетов" в интернете. Благодаря этому методу можно одновременно учить детей разных возрастов и степени подготовки, просто подбирая им подходящие занятия из одного «пакета».
- Классическое образование. Весь период обучения делится на три стадии: грамматика, логика, риторика. Метод широко применялся в эпоху средневековья, но пользуется популярностью и в наше время.
- Метод Шарлотты Мейсон. Основные принципы: короткие уроки (15-20 минут для начальной школы, и от получаса до часа для средней); использование «живых» и «цельных» книг вместо учебников; воспитание хороших привычек. Девиз Шарлотты Мейсон - «Образование - это … атмосфера, воспитание, жизнь». Обычно родители подбирают индивидуальные книги в зависимости от интереса ребенка; ребенок получает доступ к разнообразной информации и может сам выбрать из предлагаемого материала, что он хотел бы изучать более подробно.
- Муры, Вальдорф и другие. Основная позиция - лучше позже, чем раньше. Учеба в зависимости от возможностей. Много практических занятий, работа руками на свежем воздухе. Обязательным считается сотрудничество со взрослыми, помощь, практические навыки.
- Анскулинг. Образование, основанное на следовании интересам ребенка. Термин «анскулинг» был введен Джоном Холтом применительно к хоумскулерам, но постепенно анскулерами стали называть тех, кто не придерживается определенного учебного плана в своих занятиях.
- Эклектическое обучение. Самый распространенный метод, сочетающий в себе элементы двух или более вышеперечисленных методов.
Мы сейчас используем... наверно, последнее, с элементами Шарлотты Мейсон и анскулинга, и, конечно, от необходимой школьной программы никуда не денешься - в середине апреля у нас итоговая аттестация, так что штудируем учебники. В 3-м классе я использую вместо традиционных учебников Соболеву по русскому и Гейдмана по математике, читаем много и не из учебника, по-русски и по-английски, а вот в пятом классе уже приходится тщательно следить за программой, но она не особо сложная - например, историю и природоведение мы уже прочитали, математика тоже очень простая, вот русский и литература посложнее, и учебник английского еще не открывался - возможно, там есть какие-то элементы грамматики, которые надо выучить. В общем, учеба продолжается )))
P.S. Почему-то кат не поставился...