Так у вас дети будут только играть! Школа должна быть серьезной.

Jan 20, 2014 20:20



Иногда мне приходят письма вот такого характера: «Мы организовали такую школу уже давно у себя... Это не сложно. Можете познакомиться с нами вот на таком-то сайте…» И я с радостью, захожу на данный ресурс, чтобы убедится, что вот как формат УЖЕ работает в Украине. Значит, родителей осознанно предоставляющих своим детям свободу в развитии стало больше.



И что я вижу и слышу. Да, несколько семей организовали домашнюю школу. Прекрасно, может, и я начну с такого же формата. Но в чем суть? У ребят уроки, которые ведут родители и от которых не уйти, потому как если уже собрались - то учатся все (как мне отвечают: мы детей и не спрашиваем), уроки для всех одинаковы и никаких исключений. Спрашиваю: «А как дела с игрой?» О, мы вместе с ними много играем, каждый урок - игра. «Нет, говорю, Вы меня не так поняли, где ребенок играет, а не учится в манере игры?» Ах, это, игры вне школы, но лучше, чтобы дети были заняты, разве не это двигатель их развития? У них время на игру есть - вечерком, после урока математики, чтения, познавательной биологии, английского с песенками, потом рисование, лепка, спортивные занятия, потом поход в театр, музей и т.д. У нас свобода во всем, все как у Вас будет. Так что это не сложно.»

Простите мой сарказм, но в такие мгновения я понимаю, что все мои посты о школе написаны слишком сложно, непрозрачно, невнятно, недоходчиво. Посему решила еще пару слов уделить главной идее, чтобы сразу же отфильтровать тех, кто идет другим путем, чтобы быть изначально честной с родителями.

Если бы я поставила себе за цель - заполнение «с пользой» детского времени, то у меня бы давно было бы финансирование, очередь родителей и минимум вопросов. Я в прошлом вела свой бизнес и консультировала других. Что пользуется и будет пользоваться спросом я знаю очень хорошо. Сегодняшний бичь поколения родителей - это стимуляция «раннего развития», насыщение информацией и занимание детей секциями, чтобы дать всесторонние развитие. И на этом можно хорошо зарабатывать. Я, как родитель, тоже когда-то была в этом тренде, видела в нем одни плюсы. Но сейчас я осознанно стою на противоположной позиции. И скажу даже более: «Не дай Вам Бог заполнять время своего чада по своему усмотрению. Вы прервете связь великого человеческого созданья со своим Богом, со своим Талантом, с самим собой». Если Вы это уже допустили - остановитесь, дайте природе исправить последствия оказанного давления. Пусть сам ребенок научится выбирать, что ему нужно. Если он ничего не хочет - то Вы ему уже «очень помогли» и нужно исправлять ошибки. Я очень хочу донести эту мысль любящим родителям. Ведь если Вы любите - доверяйте своему ребенку.

Что я имею в виду. Не стремитесь к «раннему» интеллектуальному развитию, это не только ложный путь, но и очень опасный. Есть подозрения, что этот путь вообще был придуман для взращивания еще более стандартизированных и послушно-управляемых людей. Все существо ребенка до 7 лет действительно создано познавать мир. Но не так как нам это втюхивают. РЕБЕНОК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПРИНИМАЕТ КАК ЗНАНИЕ НЕ ТО, ЧТО ЕМУ ГОВОРЯТ, А ТО ЧТО ОН САМ ОТКРЫВАЕТ. ОТКРЫВАЕТ НЕ ПОСРЕДСТВОМ РАЗУМА, А ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА. Вдумайтесь в это. Все, что нужно для будущего самореализовавшегося и счастливого человека - это до 7 лет развивать свои чувственные ресурсы: эмоции и управление ими; осозначение глубоких чувств и понимание как эти чувства переживаются; на основе этого - формирование психологических установок и верований на всю жизнь; отсюда - вера в себя, знание о вариантах поиска выхода из сложной ситуации, желание и мотивация подняться после неудачи; внутренний стержень, чтобы отстоять и донести свои желания и потребности. И это еще не весь список. Наша, родительская, помощь здесь самая важная, самая первая и самая авторитетная. А что произойдет, если Вы будете яростно заполнять день даже 3-летнего малыша: когда ему есть, спать, кушать, читать, считать, ходить на развивалки, в бассейн, кино…, а если еще и садик! То у ребенка нет возможности сонастроится со своими биоритмами и потребностями своего организма, чтобы понять даже элементарное понятие голода. У него нет времени побыть самим с собой, когда идут основные сложные психологические сонастройки и анализ происходящего. У него нет возможности самому сформировать свой день по своим желаниям и потребностям. А главное - нет места для спонтанной игры, которая позволяет перенести весь чувственный опыт в сознательное поле и превратить знание в инструменты. В результате ребенок с раннего возраста невротичен, т.е. его желания и внутренние потребности пребывают в ПОСТОЯННОМ конфликте с действительностью. Да, сначала это незаметно, мы называем это просто «капризами» и «истериками», потом мы сталкиваемся с волной жуткой ненависти к нам в подростковом возрасте. Это мы тоже называем просто «сложным возрастом». Не отдавая себе отчет в том, что дети возвращают внутренний конфликт нам в виде боли, потому что сами уже не могут с ним справиться. В зрелом возрасте такой человек понимает, что подростковый протест ничего не изменил и протесты вообще ничего не меняют. Он становится, может даже очень успешным в денежных вопросах (о личных делах не говорю, там может только внешне быть все гладко), но глубоко несчастным и нереализованным невротиком. И лучшее, что он может сделать для себя - стать на путь личностного роста, чтобы прокручивая пленку своей жизни в обратном направлении, помочь себе восстановить связь с самим собой и таки стать счастливым. Конечно, это очень обобщенно, бывают разные варианты несчастных судеб. Главное, что счастливые - они всегда связаны с собой. Так, давайте остановим порочный круг. Мы - родители, и это нам по силам.

К чему я призываю. Да, я организовываю и дошкольную группу в своей школе. Но эта группа будет давать не «развивалки», а самое главное - возможность быть с собой или спонтанной игры с друг другом. Чтобы воспитатели (как часто делают и бабушки с дедушками) не стояли над головой ребенка с вопросамии: «А что это ты там делаешь? Давайте я помогу разобраться, расскажу как правильно, как надо, как справедливо, по-честному …» Здесь за ними будут наблюдать, чтобы вовремя перетрансформировать конфликты, чтобы не было опасностей, но влезать в игру и отношения - не будут. Дети учатся договариваться и взаимодействовать довольно рано, с 2 лет точно. (О работе над конфликтными ситуациями нужно говорить отдельной статьей)

Если Вы работаете и единственное решение сейчас для Вашего ребенка - это садик. Значит так сейчас нужно, главное - это атмосфера дома после сада. Даже за 1-2 часа Вы можете дать ребенку то, что ему сложно сделать там. А может у Вас такой хороший садик, что там это удается организовать. Хотя, я считаю это иллюзией (сама их прошла), даже если ребенку нравится. Так как там живут единым графиком и единым правилом для всех. Но и это еще меньшая из зол по сравнению с тем, какие верования и стериотипы наши дети от туда выносят. В этом просто нужно отдавать себе отчет и вовремя работать над ошибками.

Хотите заниматься с ребенком - занимайтесь сами или в группах. Но лишь тогда, когда он сам проявил к этому тягу, интерес. Не гоните лошадей мыслями: «Моему уже 5 лет, а он еще не одной буквы не знает, а вот в саду уже читают». Предлагайте занятия, рассказывайте то, что считаете нужным и ребенок в свое время сам даст вам понять, чем сейчас он уже готов обучатся. Никакого давления.

Когда в семье есть дети, игра должна стоять на первом месте. Игра - это самый сложный творческо-интеллектуальный процесс. Топ-менеджеров во всем мире учат играть, возвращают к этому процессу разными методиками. Просто для бизнеса - это уже необходимый навык, слишком быстро меняются факторы, слишком много переменных, много играков на рынке, много шаблонных решений и ОЧЕНЬ не хватает уникальности, оригинальности, быстроты ориентации в ситуации, антикризисные вариации, просчет рисков. И если Вы сейчас дадите ребенку вволю наиграться - Вы подарите ему билет в высокие уровни бизнес-игры. Потому что он будет помнить как это делается, а значит будет вне конкуренции среди массы позабывших об этом (пусть даже с дипломом лучших школ и ВУЗов). Да, порой нам кажутся эти игры пустыми - ганяние машинок, разрисовка стены, прятки, дочки-матери и много другого, что мы считаем пустой тратой времени. А ведь в процессе любой игры ребенок приобретает навык победителя, чувства проигравшего (как ему с ним, что он хочет и может с этим сделать), варианты развязки конфликтов, навыки разработки тактики и стратегии, понимания, что в мире возможно многое; отрабатывают свою гибкость, отстаивание своих границ, работу с враньем и фантазией. Я сейчас часто работаю со взрослыми людьми, которым за 30 или 40, а они только теперь могут позволить себе проработать неумение выхода из конфликта, свое бездействие или панику. Сейчас им это сложнее, а ведь в 3 года было бы и проще и естественней.

В моей школе Игра на первом месте. И заметьте, игра, а не урок в манере игры. Этот нюанс детская душа уже истинной игрой не считает, ибо не так туда вовлекается. Хотя играть со знаниями на уроках мы будем, постоянно Для игры между собой будут большие перерывы между уроками, а сами уроки концентрированные и короче. К тому же у нас не будет обязательного посещения. Те, кто пропустили уроки, потому что хотели играть - будут наверстывать отдельно с учителем или другим классом. После занятий будет работать много секций: ряд по изобразительному искусству, по физическому развитию, по роботостроению, столярному мастерству, но это не значит, что дети обязаны посещать все. Задача школы - максимально интересно это подать, провести, заинтересовать, но если это пока не идет, значит - для каждого придет свое время.Играть и учится, творить и развиватся - вот что делает школа свободы, не пренебрегая ни одним из моментов.

Да, мне тяжело собрать быстро большое количество родителей вокруг идеи школы Свободы. Но я и не ставлю цель - быстро и легко. Зато те, кого я собрала и соберу - это люди отдающие себе отчет в том какова их миссия как родителей. Не решать за ребенка - а дать ему возможность самоорганизовывать себя и свою жизнь с первых лет. Это люди, которые понимают, что такое СВОБОДА. Мне, в отличие от ребят, которые шлют мне письма изложенные выше - сложно, очень сложно. Потому что со мной остаются те родители, которые готовы сказать себе: «Я отдаю себе отчет в том, что мой ребенок будет сам регулировать процесс своего обучения. И если он откажется изучать математику в первом классе и приступит к ней в пятом - я это приму. Значит такова специфика развития его мозга, его навыков, его потребностей. Это не означает его отставание или аномалию. Просто какое-то время своего развития он сделает акцент только на лингвистические науки». Или другой вариант: «Да, я принимаю, что мой ребенок может пожелать играть полгода вместо обучения, а потом упорно наверстывать. Это его выбор, это его работа над последствиями» и т.д. Те, кто объединяются вокруг школы - это уже единомышленники и мы можем открыть подарить детям открытый мир, в котором каждый из них найдет место для себя.

дети, Школа, воспитание

Previous post Next post
Up