Иногда мне приходят письма вот такого характера: «Мы организовали такую школу уже давно у себя... Это не сложно. Можете познакомиться с нами вот на таком-то сайте…» И я с радостью, захожу на данный ресурс, чтобы убедится, что вот как формат УЖЕ работает в Украине. Значит, родителей осознанно предоставляющих своим детям свободу в развитии стало больше.
И что я вижу и слышу. Да, несколько семей организовали домашнюю школу. Прекрасно, может, и я начну с такого же формата. Но в чем суть? У ребят уроки, которые ведут родители и от которых не уйти, потому как если уже собрались - то учатся все (как мне отвечают: мы детей и не спрашиваем), уроки для всех одинаковы и никаких исключений. Спрашиваю: «А как дела с игрой?» О, мы вместе с ними много играем, каждый урок - игра. «Нет, говорю, Вы меня не так поняли, где ребенок играет, а не учится в манере игры?» Ах, это, игры вне школы, но лучше, чтобы дети были заняты, разве не это двигатель их развития? У них время на игру есть - вечерком, после урока математики, чтения, познавательной биологии, английского с песенками, потом рисование, лепка, спортивные занятия, потом поход в театр, музей и т.д. У нас свобода во всем, все как у Вас будет. Так что это не сложно.»
Простите мой сарказм, но в такие мгновения я понимаю, что все мои посты о школе написаны слишком сложно, непрозрачно, невнятно, недоходчиво. Посему решила еще пару слов уделить главной идее, чтобы сразу же отфильтровать тех, кто идет другим путем, чтобы быть изначально честной с родителями.
Если бы я поставила себе за цель - заполнение «с пользой» детского времени, то у меня бы давно было бы финансирование, очередь родителей и минимум вопросов. Я в прошлом вела свой бизнес и консультировала других. Что пользуется и будет пользоваться спросом я знаю очень хорошо. Сегодняшний бичь поколения родителей - это стимуляция «раннего развития», насыщение информацией и занимание детей секциями, чтобы дать всесторонние развитие. И на этом можно хорошо зарабатывать. Я, как родитель, тоже когда-то была в этом тренде, видела в нем одни плюсы. Но сейчас я осознанно стою на противоположной позиции. И скажу даже более: «Не дай Вам Бог заполнять время своего чада по своему усмотрению. Вы прервете связь великого человеческого созданья со своим Богом, со своим Талантом, с самим собой». Если Вы это уже допустили - остановитесь, дайте природе исправить последствия оказанного давления. Пусть сам ребенок научится выбирать, что ему нужно. Если он ничего не хочет - то Вы ему уже «очень помогли» и нужно исправлять ошибки. Я очень хочу донести эту мысль любящим родителям. Ведь если Вы любите - доверяйте своему ребенку.
Что я имею в виду. Не стремитесь к «раннему» интеллектуальному развитию, это не только ложный путь, но и очень опасный. Есть подозрения, что этот путь вообще был придуман для взращивания еще более стандартизированных и послушно-управляемых людей. Все существо ребенка до 7 лет действительно создано познавать мир. Но не так как нам это втюхивают. РЕБЕНОК В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПРИНИМАЕТ КАК ЗНАНИЕ НЕ ТО, ЧТО ЕМУ ГОВОРЯТ, А ТО ЧТО ОН САМ ОТКРЫВАЕТ. ОТКРЫВАЕТ НЕ ПОСРЕДСТВОМ РАЗУМА, А ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА. Вдумайтесь в это. Все, что нужно для будущего самореализовавшегося и счастливого человека - это до 7 лет развивать свои чувственные ресурсы: эмоции и управление ими; осозначение глубоких чувств и понимание как эти чувства переживаются; на основе этого - формирование психологических установок и верований на всю жизнь; отсюда - вера в себя, знание о вариантах поиска выхода из сложной ситуации, желание и мотивация подняться после неудачи; внутренний стержень, чтобы отстоять и донести свои желания и потребности. И это еще не весь список. Наша, родительская, помощь здесь самая важная, самая первая и самая авторитетная. А что произойдет, если Вы будете яростно заполнять день даже 3-летнего малыша: когда ему есть, спать, кушать, читать, считать, ходить на развивалки, в бассейн, кино…, а если еще и садик! То у ребенка нет возможности сонастроится со своими биоритмами и потребностями своего организма, чтобы понять даже элементарное понятие голода. У него нет времени побыть самим с собой, когда идут основные сложные психологические сонастройки и анализ происходящего. У него нет возможности самому сформировать свой день по своим желаниям и потребностям. А главное - нет места для спонтанной игры, которая позволяет перенести весь чувственный опыт в сознательное поле и превратить знание в инструменты. В результате ребенок с раннего возраста невротичен, т.е. его желания и внутренние потребности пребывают в ПОСТОЯННОМ конфликте с действительностью. Да, сначала это незаметно, мы называем это просто «капризами» и «истериками», потом мы сталкиваемся с волной жуткой ненависти к нам в подростковом возрасте. Это мы тоже называем просто «сложным возрастом». Не отдавая себе отчет в том, что дети возвращают внутренний конфликт нам в виде боли, потому что сами уже не могут с ним справиться. В зрелом возрасте такой человек понимает, что подростковый протест ничего не изменил и протесты вообще ничего не меняют. Он становится, может даже очень успешным в денежных вопросах (о личных делах не говорю, там может только внешне быть все гладко), но глубоко несчастным и нереализованным невротиком. И лучшее, что он может сделать для себя - стать на путь личностного роста, чтобы прокручивая пленку своей жизни в обратном направлении, помочь себе восстановить связь с самим собой и таки стать счастливым. Конечно, это очень обобщенно, бывают разные варианты несчастных судеб. Главное, что счастливые - они всегда связаны с собой. Так, давайте остановим порочный круг. Мы - родители, и это нам по силам.
К чему я призываю. Да, я организовываю и дошкольную группу в своей школе. Но эта группа будет давать не «развивалки», а самое главное - возможность быть с собой или спонтанной игры с друг другом. Чтобы воспитатели (как часто делают и бабушки с дедушками) не стояли над головой ребенка с вопросамии: «А что это ты там делаешь? Давайте я помогу разобраться, расскажу как правильно, как надо, как справедливо, по-честному …» Здесь за ними будут наблюдать, чтобы вовремя перетрансформировать конфликты, чтобы не было опасностей, но влезать в игру и отношения - не будут. Дети учатся договариваться и взаимодействовать довольно рано, с 2 лет точно. (О работе над конфликтными ситуациями нужно говорить отдельной статьей)
Если Вы работаете и единственное решение сейчас для Вашего ребенка - это садик. Значит так сейчас нужно, главное - это атмосфера дома после сада. Даже за 1-2 часа Вы можете дать ребенку то, что ему сложно сделать там. А может у Вас такой хороший садик, что там это удается организовать. Хотя, я считаю это иллюзией (сама их прошла), даже если ребенку нравится. Так как там живут единым графиком и единым правилом для всех. Но и это еще меньшая из зол по сравнению с тем, какие верования и стериотипы наши дети от туда выносят. В этом просто нужно отдавать себе отчет и вовремя работать над ошибками.
Хотите заниматься с ребенком - занимайтесь сами или в группах. Но лишь тогда, когда он сам проявил к этому тягу, интерес. Не гоните лошадей мыслями: «Моему уже 5 лет, а он еще не одной буквы не знает, а вот в саду уже читают». Предлагайте занятия, рассказывайте то, что считаете нужным и ребенок в свое время сам даст вам понять, чем сейчас он уже готов обучатся. Никакого давления.
Когда в семье есть дети, игра должна стоять на первом месте. Игра - это самый сложный творческо-интеллектуальный процесс. Топ-менеджеров во всем мире учат играть, возвращают к этому процессу разными методиками. Просто для бизнеса - это уже необходимый навык, слишком быстро меняются факторы, слишком много переменных, много играков на рынке, много шаблонных решений и ОЧЕНЬ не хватает уникальности, оригинальности, быстроты ориентации в ситуации, антикризисные вариации, просчет рисков. И если Вы сейчас дадите ребенку вволю наиграться - Вы подарите ему билет в высокие уровни бизнес-игры. Потому что он будет помнить как это делается, а значит будет вне конкуренции среди массы позабывших об этом (пусть даже с дипломом лучших школ и ВУЗов). Да, порой нам кажутся эти игры пустыми - ганяние машинок, разрисовка стены, прятки, дочки-матери и много другого, что мы считаем пустой тратой времени. А ведь в процессе любой игры ребенок приобретает навык победителя, чувства проигравшего (как ему с ним, что он хочет и может с этим сделать), варианты развязки конфликтов, навыки разработки тактики и стратегии, понимания, что в мире возможно многое; отрабатывают свою гибкость, отстаивание своих границ, работу с враньем и фантазией. Я сейчас часто работаю со взрослыми людьми, которым за 30 или 40, а они только теперь могут позволить себе проработать неумение выхода из конфликта, свое бездействие или панику. Сейчас им это сложнее, а ведь в 3 года было бы и проще и естественней.
В моей школе Игра на первом месте. И заметьте, игра, а не урок в манере игры. Этот нюанс детская душа уже истинной игрой не считает, ибо не так туда вовлекается. Хотя играть со знаниями на уроках мы будем, постоянно Для игры между собой будут большие перерывы между уроками, а сами уроки концентрированные и короче. К тому же у нас не будет обязательного посещения. Те, кто пропустили уроки, потому что хотели играть - будут наверстывать отдельно с учителем или другим классом. После занятий будет работать много секций: ряд по изобразительному искусству, по физическому развитию, по роботостроению, столярному мастерству, но это не значит, что дети обязаны посещать все. Задача школы - максимально интересно это подать, провести, заинтересовать, но если это пока не идет, значит - для каждого придет свое время.Играть и учится, творить и развиватся - вот что делает школа свободы, не пренебрегая ни одним из моментов.
Да, мне тяжело собрать быстро большое количество родителей вокруг идеи школы Свободы. Но я и не ставлю цель - быстро и легко. Зато те, кого я собрала и соберу - это люди отдающие себе отчет в том какова их миссия как родителей. Не решать за ребенка - а дать ему возможность самоорганизовывать себя и свою жизнь с первых лет. Это люди, которые понимают, что такое СВОБОДА. Мне, в отличие от ребят, которые шлют мне письма изложенные выше - сложно, очень сложно. Потому что со мной остаются те родители, которые готовы сказать себе: «Я отдаю себе отчет в том, что мой ребенок будет сам регулировать процесс своего обучения. И если он откажется изучать математику в первом классе и приступит к ней в пятом - я это приму. Значит такова специфика развития его мозга, его навыков, его потребностей. Это не означает его отставание или аномалию. Просто какое-то время своего развития он сделает акцент только на лингвистические науки». Или другой вариант: «Да, я принимаю, что мой ребенок может пожелать играть полгода вместо обучения, а потом упорно наверстывать. Это его выбор, это его работа над последствиями» и т.д. Те, кто объединяются вокруг школы - это уже единомышленники и мы можем открыть подарить детям открытый мир, в котором каждый из них найдет место для себя.