Школа Свободы. Часть 1.

Sep 04, 2013 22:52



Я начинаю ряд статей, которые познакомят вас с принципами будущей системы школы. Это необходимо для людей, кто не читал книгу А.С. Нилла «Воспитание свободой» или не знает ничего о школе Summerhill в Англии, над аналогом которой я работаю здесь, в Украине. Статья будет полезна нашим потенциальным родителям учеников школы и тем, кто пожелает работать в ней учителем.

Итак, первый и главный принцип школы - это свобода для учеников и персонала. Хочу сразу же подчеркнуть, что свобода - это не вседозволенность. Люди, которые не разделяют в жизни эти два понятия, очень агрессивны к свободе в целом, а к такой школе и подавно. А для своих детей свободу считают сущим адом, в котором их дети будут только бездельничать, отвратительно себя вести и т.д. Свобода каждого в школе ограниченна свободой другого человека. Поэтому если ты нарушаешь свободу других, например, срываешь занятие, то ученики пожелавшие быть на этом занятии, тебя просто выставят за дверь(в реальном Summerhill это так и происходит). Это дает отличное поле для наслаждения своей свободой и уважения свободы других. Школа, которая создана для учеников. Во главу угла поставлен принцип мудрости природы ребенка: его духовной мудрости, его психологических этапов, его наклонностей, его темпа интеллектуального развития, его периодов интересов к тем или иным вопросам. Лучше меня об этом скажет сам Нилл (я привожу цитаты из книги, выделяя их курсивом):

Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл - это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики.

Свобода - это всеобъемлющий принцип школы. Об этом сложно говорить в одной статье не затронув сразу всех сфер жизни школы. И я думаю, что мы не раз будет к нему возвращаться. Ведь свободу нельзя отвесить, подробить или сделать дозовой. Я убеждена, что в данном случае - половинчатость губит целое. Так, посетив одну из демократических школ в Украине, мы услышали: «Мы считаем, что у нас свобода, но в детях нужно воспитывать силу воли, усидчивость, старательность. Вот так, ненавязчиво, мы оказываем давление на детей и получаем нужный результат. Но при этом, дети абсолютно свободны, просто они не до конца понимают жизнь…» Я же для своих детей и своей школы в такой «половинчатости» не заинтересована. Более того, по опыту я вижу, что половинчатость в отношении доверия к ребенку, приводит к его глубокому недоверию своим родителям или миру в целом. Поэтому в моей школе ребенок действительно выбирает предметы, которые хочет сейчас посещать, а может посещать только творческие мастерские или играть во дворе. Природная любознательность детей не позволит «пробездельничать» все время. А если ребенок возьмется за какую-то тему, то способен рекордно быстро продвинуться в ней и углубить свои знания. Главное, чтобы рядом была всегда возможность включиться в учебный процесс, наверстать или перегнать. В школе дети будут вольны сидеть или стоять во время уроков, сидеть сами или с кем-то. Приоритеты в своем образовании они выставляют сами.

Очевидно, что школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, - это плохая школа. Она хороша лишь для тех, кто верит именно в такую школу, для людей, которые лишены творческой жилки, стремящихся и детей привести не к творчеству, а к послушанию, к полному соответствию цивилизации, где единственный критерий успеха - деньги.

Школа свободы не сфокусирована только на учебном процессе (конечно, мы не убегаем от государственной учебной программы). Возраст с 6 до 17 лет - это самое активное изучение мира и жизни. Если дети вольны свободно мыслить и проявлять себя, то мы не можем стоять в стороне от актуальных тем этого возраста. Мы даем им свободу в одежде (никакой формы и требований к внешнему виду), свободу в еде (здесь вопрос стоит в разнообразном ежедневном меню), свободу в жестах и словах, свободу влиять на жизнь школы (еженедельные школьные собрания, где голос директора и учителя равен голосу первоклассника), свободу говорить откровенно про актуальное: секс, тенденции, психология. В школе будут работать только те люди, кто могут принимать детей (и взрослых) такими, какие они есть. Здесь запрещено выделять кого-то в любимчики или делать «плохим». Чтобы это предотвратить учителям поистине будет необходимо работать над собой. И все это потому, что взрослые - не Боги, которые лучше знают, что необходимо детям. Пора спуститься на землю и признать, что мы понятия не имеем зачем в мир приходит ребенок, и только он сам может ответить на этот вопрос, познавая самого себя и жизнь.

Самоуправление для учеников и персонала, свобода ходить на уроки или не ходить, свобода играть целыми днями, неделями или даже годами, если необходимо, свобода от навязывания какой-либо идеологии - религиозной, моральной или политической, свобода от целенаправленного формирования характера.
Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь - любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл - это школа, где ребенок знает, что его принимают.

Я веду переговоры по школе с разными людьми и часто сталкиваюсь с чувством страха. Страх, что дети могут быть свободными, а значит неуправляемыми. Страх, что дети поймут ясно и четко чего хотят в жизни, а это может серьезно мешать планам (надеждам, мечтам) родителей. Страх, что ребенок станет на "плохой" путь. Страх, что при свободно сформированном ребенке родитель будет чувствовать себя неловко, ведь он воспитан иначе… Что делать? Быть смелыми.

Задача ребенка состоит в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не ту, которую выбрали ему беспокойные родители. Разумеется, и не ту, которая соответствовала бы целям педагога, полагающего, что уж он-то знает, как лучше. Вмешательство и руководство со стороны взрослых превращают детей в роботов.

Я отдаю себе отчет в том, что предоставить свободу в развитии и образовании могут только самые смелые родители. Да, нам всем нужна смелость и вера в мудрость детей, в их судьбу, в их изначальную доброту и чувство справедливости. Это только кажется сложным. Те, кто так уже относиться к своим детям, утверждают, что это самый легкий путь. И я это тоже утверждаю. Еще это утверждают выпускники Summerhill. Так что - игра стоит свеч!

Спасибо всем, родителям, которые присоединились к проекту или еще это сделают. Благодаря вам школа может начать свою жизнь намного раньше задуманного.

Саммерхилл, дети, Школа

Previous post Next post
Up