Весь оставшийся вечер был потрачен на то, чтоб добавить денег на наши польские симки, отказавшиеся работать сначала у меня, потом у мужа. У Става дольше всех был интернет, потому что он, оказывается, экономил его, а не грузил фотки на диск по дороге, как мама. Увы, все безуспешно, хоть и было заявлено, что эти копеечные симки работают везде. Утром муж, непостижимым образом разобравшись, где супер, где кондитерская, принес свежайшие булочки с кремом и малиной. Я заметила, что крем в пирожных ни в Польше, ни в Германии не был таким приторно сладким, как у нас. А еще мы жарили сосиски, такие, как покупали в Неаполе, в Берлинском супере они называются итальянскими. Погода на улице не улучшилась, мы надели все теплые вещи, имевшиеся в наличии, т.е. одну летнюю майку на другую, в ушах рефреном звучало "Пергамон, Пергамон!", - к нему мы и направились, сменив два или три вида транспорта. Пергамон -- один из музеев Музейного острова, его мне посоветовали обязательно посетить. Оказалось, что это остров в прямом смысле слова, окруженный со всех сторон водами Шпрее.
Мы как-то долго нарезали круги по проложенным деревянным мосткам, шли мимо заборов, прикрывающих ремонтные работы, пока нашли вход. Внутри стояла внушительная разноязыкая очередь туристов, и русский звучал довольно ощутимо. Сразу стало понятно, что наши карточки ничего не дают, купили каждому дневной билет на все музеи по 18 евро. Лучше приходить пораньше, т.к. часам к 5 все музеи закрываются. Аудиогид есть на разных языках, хотя, конечно, без иврита, Став слушал на английском.
Пергамон поражает воображение размахом. Величественные ультрамариновые врата Иштар, Алтарь Зевса, Ассирийские рельефы, всевозможные барельефы, испещренные клинописью, изображениями древних правителей и письменами, сфинксы, огромные архаичные скульптуры людей и животных.
Исламская экспозиция очень яркая, в ней множество предметов прикладного искусства с великолепными узорами. Правда, когда возле одного экспоната аудиогид заорал мне в ухо "Аллах акбар!", я чуть не убежала в панике, а через пару секунд диктор артистично продолжил "так созывали на молитву..."
Выйдя из Пергамона, оказываешься на площадке между сразу несколькими старинными музеями, расположенными настолько близко друг к другу, как-будто кто-то сложил эту композицию из огромного лего на маленькой доске.
Нам отметили несколько "обязательных" музеев, Старая Национальная галерея не была среди них, и, кажется, она вообще бесплатная, но мне там очень понравилось. Я чувствую себя гораздо комфортнее среди прекрасных живописных европейских полотен, нежели среди древностей Малой и Большой Азий, и Востока. Несколько этажей хранят коллекции и классической живописи, и импрессионистов, которых я чуть было не пропустила, они экспонировались во внутреннем зале.
На последнем этаже была выствка, куда пускали только по спецбилетам и с дневной картой, но все бумажки находились у меня, а интернета, т.е. связи, у нас между собой уже не было. Мы долго со Ставом ждали внизу на банкетке нашего папу, потом я искала его по залам, посмотрела и эту особую выставку (честно говоря, не впечатлило). Наконец, муж появился, оказывается, он уже успел побывать там без билета, его приняли за охранника каких-то японцев, кажется, так он с ними и прошел :)
В Новый музей попасть было необходимо хотя бы ради Нефертити. У моей бабушки была простая цепочка с прямоугольным кулоном, с изображением великой египтянки на зеркальной металлической поверхности, я любила рассматривать его. Сейчас этот кулон хранится у меня, бабушке даже не приснилось бы, что ее внучка увидит оригинал, прячущийся в полумраке за анфиладой колонн и арок..
Сфотографироваться рядом нельзя, поэтому все делают сэлфи издалека. Рядом с бюстом стоит копия, которую можно "рассматривать" руками, это специально для слепых.
Античные статуи после увиденного в Неаполе несколько разочаровали: в Берлине они не реставрировались, почти все выставлены с отбитыми руками, ногами, носами, всеми выступающими частями. Ощущение, что одни калеки вокруг.
Но, как бы то ни было, они прекрасны...
В одной из комнат в темноте светились витрины с королевскими драгоценностями.
В общей сложности за эти несколько часов мы побывали в 4-х музеях. В последнем я попросила служащего показать мне, где дамская комната, оказалось, что надо очень высоко подниматься, и, как только я без особой надежды заикнулась о лифте, он открыл для меня - ключом! - какой-то служебный вход, причем эту дверь вообще не было видно, она врезана в белую стену и не отличается от нее, и за ней оказался лифт.
Насладившись прекрасным отработав обязательную программу мы направились в центр, на Александерплац. Очень хотелось есть, вокруг были сплошные пиццерии или рестораны с ценами, показавшимися мне как-то уж очень туристическими, и, главное, что простой еды в них не было, а "сложную" Став не ест. Нашлась шаварменная, там уж точно были чипсы. Сама шаварма вроде ниче так, но тхины к ней не было, вообще никакого жидкого соуса я не нашла, и работник плюхнул мне в питу на мясо творожную массу, - она ж тоже белая!. Со "Ски" шаварму я-таки еще не ела.
На кораблик мы уже не успевали, да и погода не располагала.
Поехали в каньон Алекса за теплыми вещами и интернетом. Поскольку нам оставалось до отъезда всего два дня, не хотелось тратить по 15-25 евро за симку, но Став нашел в Алексе огромный магазин электроники, с множеством стоек с представителями разных фирм, у одной были симки О2 по мивце 1+1 за 10 евро 1,25 гига, на два оставшихся дня этого с лихвой хватало. Вообще, не знаю, что бы мы делали без Става. Если в Польше чаще всего ему приходилось общаться только через нас, то в Берлине картина полностью изменилась. Но Став же вежливый! Он подходил к работницам справочной и интеллигентно интересовался "Говорите ли вы по-английски?" Работницы тушевались и по-английски сообщали, что нет, не на достаточном уровне! Пару раз сбегав к информационному табло, мне это надоело, и я уже быстро с помощью названия, пальцев и выразительного выражения лица выясняла необходимое. Парень у стойки О2 начал нам оформлять симку, но у него не работал сканер, и он, конечно, очень извинялся, но помочь нам не мог. В магазине О2 рядом делали вид, что они про эту мивцу знать не знают. Мы опять вернулись к стойке, и нам опять сказали "приходите завтра". Щас! Я включила в себе израильтянку и сообщила, что его неработающий сканер - не мои проблемы, у него есть этот товар, и пусть он сам придумывает, как ему мне его продать. Мальчик слегка опешил, но это, видимо, дало толчок к творческому подходу, и он вспомнил, что напротив через дорогу есть большой центр электроники Сатурн, и там тоже продаются эти симки. В Сатурне все было в порядке, мы купили симки - одну для Става, и одну нам с мужем на двоих, и вернулись в Алексу за теплыми вещами. Каньон уже скоро закрывался, ходить искать было некогда, но в H&M нашлись скромненькие свитерки по 4-7 евро и огромный выбор женских брюк за копейки, из которых я ничего не смогла подобрать и совсем было отчаялась, но меня спас муж, вспомнивший, что "может, там есть какие-то колготки?" Колготки под брюки! Кажется, я носила их так в последний раз в пятом классе. Роль колготок прекрасно исполнили тонкие спортивные тайцы, в которых я теперь хожу на спорт. Все это понадобилось ровно полдня потом. Когда я вернулась к своим мужчинам, отдыхавшим, как я думала, на мягких диванчиках в холле, то обнаружила их ужасно волнующимися: они меня потеряли! H&M находится в дальнем конце коридора, в тупике, куда я могла оттуда деться, спрашивается, за эти полчаса-час?!
Каньон закрылся, а на улице все еще было светло, вокруг цвели липы. Мы вернулись в нашу уютную квартирку со скрипучими деревянными полами, в Берлине это считается особым шиком.
Продолжение следует.