Растолкав деток и накормив их, чем Бог послал в это хмурое итальянское утро (а в посылке-таки были совсем неплохие продукты: не только шоколадно-карамельные хлопья, но и тоненькое прозрачное прошутто, кусок сырной головы, похожий на пармезан, нежные маленькие пустые круассанчики и моя сдобная "улитка" с изюмом), мы спустились по широченным ступеням на несколько пролетов вниз с нашего первого этажа. Распахнутые ворота открывали залитую солнцем улицу, по которой уже сновали в оба направления многочисленные прохожие, от вчерашнего дождя и утренней сырости не осталось и следа. Впереди шел Костик с навигатором, за ним я со Ставом, прижимая крепко к подмышке неудобную сумку без ремня, и замыкал нашу колонну наш папа. Вот так, "свиньей", мы выдвинулись к главной неапольской цитадели искусства - Археологическому музею. Но на пути лежали непредвиденные препятствия - множество магазинов одежды с очень привлекательными ценами. В одной из витрин я углядела отличные вельветовые брюки с флизовой изнанкой, у нас таких не видела, Став милостиво согласился, что они "бэсэдэр", и за 13 евро мы их купили, Став в них так и остался, согрев заодно и мое материнское сердце.
У метро Данте уже вовсю работал туристический базарчик.
Ангелы равнодушно взирали с фронтонов церквей Виа Толедо.
Возле музея нас ждал сюрприз - длинная очередь страждущих приобщиться к сокровищам мировой культуры. Она, однако, довольно быстро двигалась, мы за 20 минут толком не успели насладиться нормальным интернетом. Внутри улыбчивая итальянская дама деловито спросила насчет экскурсии, на наше "аудиогид!" она сказала "Тьфу!" и экспрессивно плюнула на сложенные щепоткой пальцы, а мы, слегка пристыженные, пошли в следующую очередь за миелофоном на английском, где выменяли его за теудат зеут и несколько евро. Теперь он в виде телефона, так что надо иметь свои наушники (а еще лучше скачать сразу аудиогид с интернета и не брать ничего).
У широкого входа нас приветствовали величественные статуи богов. Это потрясающе, видеть их так близко.
Я их узнавала, как старых знакомых. Во время учебы мы их годами рисовали, но все они были в виде гипсов, а в оригинале оказалось, что многие сделаны из разных сортов мрамора, и "потрясающе" - это, хоть и банальное, но самое верное слово, чтоб описать всю эту красоту.
Особенно восхищали точно схваченные характерные лица людей, живших за тысячи лет до нас, и совершенное мастерство художников тех времен.
Неожиданно я очутилась в затемненном зале - том самом "секретном кабинете", открытом для широкой публики уже не так давно, аж в 2005-м году, а до того ее позволяли увидеть лишь лицам со строгой моралью, и позднее детям до 16 с разрешением от родителей. Я знала, что где-то тут есть "порнографическая комната", но не сразу поняла, что вот это вот уже оно.
Собственно, толком рассмотреть я смогла все уже только дома, когда обрабатывала фотографии, а в зале очень темно и почти ничего не видно.
Но кое-что все-же разглядеть удается...
Такие вот веселые светильнички, вероятно. Они там всех размеров и предназначений.
И вазочки с картинками
Зал древних мозаик с прекрасно сохранившимися экспонатами.
И множество свидетельств того, что мы все еще не слишком далеко ушли от древних. Вот эта штука выглядит так, как-будто ее недавно забыли при ремонте
В одном из залов, с помощью фантазии и толики фотошопа, божества превратились в супергероев
Рядом с макетом показывают фильм о Помпеях: развалины вновь становятся величественными зданиями, расцвеченными и украшенными орнаментами, фигуры богов восстают из пепла Везувия и занимают свои места на улицпх и площадях.
И в дополнение к этому фэнтэзи вдруг откуда-то сбоку звучит "Вернись в Сорренто", выводимый чистеньким голосочком мальчика лет семи, пришедшего с родителями. Италия - такая Италия!
Очень много залов, очень много всего. Можно неделю туда ходить, как в Эрмитаж.
Итальянская живопись, с наборов открыток из "Дома книги", которые мама покупала мне в детстве, - вот она, настоящая, в огромном дворцовом Зале Солнечных часов, предназначавшемся для Оберватории.
Из этого отверстия солнечный луч падает на пол и проходит через все знаки Зодиака, отмеченными на латунной полоске меридиана, пересекающего зал из угла в угол.
Можно увидеть одежду лангобардов, выполненную из тех же материалов, что использовались две тысячи лет назад: грубого полотна, тяжелой шерсти. Лангобарды жили в начале Средних Веков, примерно четвертый-пятый века н.э. Они входили в число германских варваров, заполонивших Римскую империю и приведших к ее скорой гибели. Римляне использовали варваров в качестве наемных солдат, и пришло время, когда силу своего оружия они обратили против нанимателей.Смешавшись с римлянами и романизированными местными народами, эти варвары дали начало большинству современных народов Европы. Имя лангобардов сохранено в названии провинции Ломбардия.
Огромные, тяжелые старинные книги, с железными замками
Когда кажется, что уже все посмотрели, вдруг выясняется, что есть еще неувиденное, и нельзя уйти, пропустив такое
Вот это школа у древних, вот это знание анатомии, умение передать так точно мельчайшие детали!
И, когда я сообщила мужу, что уже все посмотрела и иду на выход, оказалось, что в подвальном этаже еще несколько огромных залов с египетской коллекцией.
Тут были настоящие мумии: крокодила
человеческие:
Это Став запечатлел:
И это:
И это тоже
Скульптуры из черной бронзы
И Геракл
И Фарнезский бык
Встреча с прекрасным:
Я б оттуда не уходила...
Именно в этом музее находятся оригинальные фрески и скульптуры из Помпей. В самих Помпеях выставлены копии. В одном из залов экспонируются фотографии скульптур, где показаны при большом увеличении и особом освещении различные нюансы, незаметные глазу.
С Флорой мы сфоткались на память. Прозрачные складки ее платья, - невероятно, но это мрамор.
Набравшись впечатлений, мы двинулись в сторону метро Данте. Местный аналог Нахалат Биньямин неожиданно порадовал связью времен. Экстравагантный художник согласился мне попозировать для снимка. Потрогать рога я не решилась попросить.
Продолжение следует.